Реал Ретро. Не дать истории стать металлоломом



«Я сам не знаю, сколько у меня машин, — признается череповчанин Алексей Дегтев. — Постоянно что-то покупаю, что-то продаю…» Алексей — не местный миллионер, а обычный горожанин. И машины для него — не атрибут роскошной жизни, а предметы коллекционирования. Причем «собирает» он исключительно продукты советского автопрома, сошедшие с конвейера в середине прошлого века. У пожилых автовладельцев подобные раритеты можно купить за «смешные» деньги. Любовь к ретро-автомобилям оказалась заразительной: меньше чем за год Алексей создал клуб единомышленников, который уже можно по праву считать достопримечательностью нашего города.

Увидеть «коллекцию» Алексея и других участников клуба «Реал ретро» череповчане могли в День физкультурника: ретро-автомобили выстроились возле Ледового дворца, приглашая всех желающих посмотреть, потрогать и сфотографироваться. Эта выставка для ретроавтомобилистов стала уже четвертым мероприятием в этом году. Учитывая, что за весь 2007й раритетные машины выехали к зрителям всего три раза, — цифра достойная. — Сейчас мы подходим к выставкам уже более организованно, — говорит Алексей. — У нас стало больше автомобилей; мы заранее планируем все мероприятия, собираемся вместе, обсуждаем. Много споров, например, вызвало приглашение нашего клуба на фестиваль «Автоэкзотика» в Ярославле. В итоге мы вынуждены были отказаться, потому что поездка получалась очень затратной. А взамен — разве что возможность «засветиться» на центральном телевидении. Но мы решили, что такая слава нам ни к чему; лучше уж будем добиваться того, чтобы о нас знали в городе и области. Кстати, сейчас в «Реал ретро» состоят автомобилисты не только из Череповца, но и из Вологды (этот «филиал» появился первым), Сокола, Шексны. Сообща участники клуба могут похвастаться тридцатью «выставочными» автомобилями (это значит, что машина хорошо выглядит и передвигается своим ходом).

— Среди наших машин попадаются очень редкие экземпляры, — рассказывает Алексей. — Например, «ГазМ72», который есть у одного из наших товарищей в Вологде. На вид он не отличается от обычной «Победы» — в общем-то, он и сделан на базе этого автомобиля. Но вся «начинка» в нем другая, — например, есть полный привод. Этот автомобиль был выпущен небольшой партией; найти его в наши дни в рабочем состоянии — большая удача. О своих единомышленниках и об их автомобилях Алексей может рассказывать долго, ведь клуб «Реал ретро» — его любимое детище. Он не жалеет для него времени. Это он собрал все необходимые документы, чтобы оформить клуб как общественную организацию; это он никогда не ленится оставить на лобовом стекле замеченной на улице «Победы» или «Волги ГАЗ21» желтую визитку «Реал ретро» — приглашение в клуб; это он не устает устанавливать контакты с другими городскими клубами и общественными организациями. Сейчас в числе друзей «Реал ретро» — байкеры, велосипедисты-экстремалы, фаерщики и, что самое важное, — «РОСТО». Представители последнего помогли ретро-автомобилистам оформить юридический адрес, что было необходимо для получения статуса общественной организации. «Я уже понял: если ты не сделаешь все сам — никто за тебя ничего не сделает, — говорит по этому поводу Алексей. — Сейчас государство практически не поддерживает клубы и организации. Приходится выживать самим. А это возможно только вместе, сообща». Почему для этого человека так важно, чтобы клуб существовал, расширялся, обзаводился новыми автомобилями?

— Когда у тебя есть единомышленники, то проще доставать запчасти, проще ремонтировать машины. Они ведь достаются нам иногда в очень плохом состоянии, — объясняет Алексей. Действительно, некоторые машины «реалретровцы» буквально спасли: купили по дешевке у владельцев, готовых было продать «старушек» на металлолом. Для участников клуба такой поступок — кощунство. Потому что эти машины для них нечто гораздо большее, чем просто полтонны железа на колесах. И даже большее, чем просто автомобиль. — Это же живая история! — улыбается Алексей. — Когда я сел за руль своей первой машины — «Волги ГАЗ21», — то испытал совершенно особое чувство. Здесь даже водительское сиденье совсем не такое, как в современной машине: похоже на диванчик! Первая ретромашина уже успела стать частью другой истории — семейной: именно на ней Алексей привез свою невесту в загс; на ней же забрал из роддома ее и первенца. Аист с узелком в клюве, словно со страниц азбуки, до сих пор красуется на «борту». Кстати, после первой же выставки клуб стал получать предложения по сопровождению свадеб и юбилеев от различных креативных агентств.

— Сначала мы отказывались: не хотелось на любимом увлечении делать заработок, — признается Алексей. — Но потом в клубе появились новые люди; стало сложнее с покупкой запчастей. И поэтому теперь мы сотрудничаем с одним агентством. Есть предложение по сопровождению кортежа мотоциклами и одним из наших автомобилей. Но мы не делаем такие заработки основной целью клуба. Для нас по-прежнему главное — отыскивать и восстанавливать старые машины, которые мы помним с детских лет; не давать этой «живой истории» превращаться в металлолом.


Алена Андреева

Газета "Речь", 15.09.2008