О Б Р А Щ Е Н И Е – Н А К А З кандидатам в Президенты РФ



Уважаемые господа!
В Послании Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию от 06.12.2010г. в части формирования новой эколого-экономической политики, решающая и принципиальная роль отводится гражданскому обществу и с этим трудно не согласиться.
В тоже время вложение огромных финансовых средств на осуществление Национальных проектов «Доступное жильё», «Развитие АПК», «Здоровье», развитие малой энергетики и др. программ, подчас не даёт планируемых результатов, а применяемые механизмы и схемы субсидирования в определённой степени способствуют развитию иждивенчества, бюрократии, коррупции, безграмотному и нецелевому использованию средств.
Но, на наш взгляд, в рамках бюджета Национальных программ и на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП) путём смешанного финансирования, возможна реализация других подходов, решающих те же задачи, но с большим социальным эффектом. Смысл этих подходов заключается в возможности и целесообразности рефинансирования части прибыли из доли «госпакета» инвестиционных проектов непосредственно в социальную инфраструктуру муниципальных образований, на аннуитентные платежи по ипотеке для работников создаваемого предприятия и софинансирование вспомогательных производств, в т.ч. с/х направлений, т.е. создания многоукладной экономики муниципальных образований и сельских поселений.
Правовые основы для внедрения наших предложений заложены в положениях Федеральных законов «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О концессионных соглашениях», "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", а так же в целом ряде др. Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ. Они могут быть реализованы путём предоставления господдержки в виде субсидий или предоставления кредита (гарантии) на определённый договором период через НКО (в форме Специализированных фондов) для софинансирования инвестиционных проектов, либо на основе оформления договора государственно-частного партнёрства (ГЧП), с целью снижения инвестиционных рисков публичного заказчика (органа власти), когда он – публичный заказчик через Специализированный фонд берёт на себя обязательства по приёму в управление определённой доли в инвестпроекте («госпакет») после сдачи его в эксплуатацию заказчиком инвестпроекта с отсроченной компенсацией заказчику (инвестору) из доли «госпакета» и при этом не ухудшая экономики инвестиционного проекта. Внесение некоторых поправок в ФЗ №275 «О целевом капитале», расширяющих возможности использования частных пожертвований, в т.ч. на инвестиционную деятельность через Специализированные фонды, также позволит усилить социальную направленность любых инвестиционных проектов.
Это позволит уже с момента пуска производства делать значительные отчисления средств из доли «госпакета» в социальную инфраструктуру и включить трудовой коллектив в экономические отношения (в организационно-правовой форме производственного кооператива, ТСЖ или ТОС), как элемент гражданского общества и субъект рефинансирования средств из доли «госпакета» в форме ЦК. Такой механизм реализации обладает выраженной антикоррупционной направленностью при использовании бюджетных средств, создаёт дополнительный материальный ресурс 131 Закону о местном самоуправлении, позволяет направленно создавать «точки роста» в деструктивных районах, способствуя возрождению сельских территорий, повышению экономических мотиваций и объединению граждан на принципах соборности, общинности – традиционных для России форм жизнедеятельности.
В комплексе это обеспечивает баланс интересов трудового коллектива, органов власти и частных инвесторов и позволяет решить, на наш взгляд, одну из главных проблем Общества – обеспечить востребованность потенциала отдельной Личности в управлении и созидании, создать рамочные условия для реализации этой потребности. При системном внедрении таких подходов создаётся реальный сектор «среднего класса» в форме коллективного собственника и обеспечивается широкая поддержка гражданами проводимой госполитики. Таким образом, мы предлагаем использовать ещё системно не востребованный ресурс строительства гражданского общества посредством организационных инноваций экономического характера.
Предлагаемые подходы поддерживаются как гражданским сообществом, так производственными и научными организациями, имеющими значительный научно-технологический потенциал в различных областях хозяйственной деятельности. Это обусловлено не только принципами социальной справедливости, заложенными в механизм смешанного финансирования с ЦК, но и возможностью системного продвижения отечественных инновационных разработок в рамках федеральных программ. Заинтересованность в их реализации выражается руководителями многих муниципальных образований, а в комплексе эти предложения повышают инвестиционную привлекательность инновационных проектов и уменьшают инвестиционные риски для частных инвестиций.
Одна из вологодских некоммерческих организаций – НП «АЭРТ» уже обращалась в адрес федеральных структур с предложениями о системном применении механизма смешанного финансирования и в официальных ответах на эти обращения от Экспертного Управления Президента РФ ( № А67-712 от 13 марта 2009г.) и Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ (№ Д05-931 от 20.02 2009г.), определяется возможность выделения федеральной субсидии для реализации наших предложений при условии их поддержки субъектом федерации.
Но пока эти инициативы не имеют целевого, комплексного применения и законодательного закрепления. Возможно поэтому на региональном уровне наши предложения не находят понимания и поддержки, а вызывают сомнения или формализованный подход. И именно поэтому, а так же с целью преодоления сложившихся стереотипов финансирования, необходима практическая реализация предлагаемых подходов на конкретных инновационных проектах, имеющих потенциал системного применения.
В настоящее время подготовлена программа бизнес-проектов с использованием отечественных инновационных технологий для их системного внедрения в регионе и на территории РФ, проработаны различные схемы финансирования проектов на основе механизма смешанного финансирования – ГЧП с привлечением внешних инвестиций (экспортный кредит).
В этой связи, просим Вас оказать содействие в реализации наших инициатив и предлагаем для преодоления бюрократических барьеров на основе представленных пилотных проектов отработать механизм, выработать алгоритм реализации системных проектов с «0» под «ключ» и последующего строительства жилья по ипотеке для работников создаваемых предприятий. С этой целью:
1. Создать Cпециализированный Фонд ГЧП (СФ ГЧП) и определить источник для целевого финансирования (софинансирования) ряда пилотных проектов;
2. Обеспечить содействие в реализации проектов на региональном уровне, в т.ч. целевого финансирования из федеральных (региональных) источников, и в реализации параллельных программ ипотечного строительства. Функции оперативного контроля и содействия возложить на Центр развития ГЧП ВЭБ или другой федеральный орган и Вологодскую областную Общественную Палату и/или РОО «Гражданское Содружество».
3. На основе полученного положительного опыта подготовить предложения по чёткому определению понятия ГЧП, его законодательному закреплению и системному применению в рамках федеральных программ и в других проектах, реализуемых с привлечением механизмов господдержки.
Приложения:
-Резюме пилотных проектов.
-Письма Экспертного управления Президента РФ и Минэкономразвития РФ.
-Блок-схема организационной структуры по системному внедрению.
-Рецензия на механизм смешанного финансирования.
-Комментарийт к механизму смешанного финансирования на основе ГЧП.

Председатель РОО «Гражданское содружество» Каминный П.Г.
Председатель НП "АЭРТ" Лебедев А.И.

К О М М Е Н Т А Р И Й
к механизму смешанного финансирования на основе государственно-частного партнёрства (ГЧП)

Конституционная обязанность государства, проводящего, а не декларирующего социальную политику, заключается в создании условий, способствующих уменьшению социального неравенства, расслоения общества и внедрению различных механизмов повышения благосостояния своих граждан.
До сих пор Россия - единственная страна в мире, которая сочетает в себе "европейскую рождаемость" и "африканскую смертность". Как ни странно, но сверхсмертность идет не за счет стариков, а за счет молодого и среднего возраста. А это значит, что скоро некому будет охранять границы, скоро некому будет работать, чтобы обеспечить пенсиями всех пенсионеров, нагрузка на работающих будет огромна.
Различные исследователи у нас и за рубежом изучали причины понижения рождаемости. Оказалось, что дело не в материальном положении, не в религии и проч., а только в одном – в урбанизации. В городе ребенок - обуза, в селе - помощник. Индустриализация и урбанизация везде ведет к ухудшению демографических показателей нации. Избавление от сверхсмертности возможно не только за счет экономического роста, но и за счет изменения экологической и социальной среды обитания.
Россия во многом зависит от импортного продовольствия т.к. не кормит себя сама – это недопустимо для страны, которая хочет быть суверенной. Развитие сельского хозяйства зависит не только от наших инвестиционных возможностей, нас ограничивает отсутствие кадрового потенциала. Село спилось, деградировало и деградации подвергается уже не только село. Простые районные центры, где, казалось бы, есть работа, есть Интернет, и те оскудевают ресурсами. Мегаполисы высасывают из провинций все соки: финансовые, кадровые, молодёжь. По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Инновационное развитие сельских территорий», прошедшей в Вологде в апреле 2010г., сокращение населения в селе и небольших городах составляет до 6-8% ежегодно при среднем возрасте трудоспособного населения около 50 лет. Т.е. в ближайшие 10 лет на селе работать будет просто некому и ситуация станет необратимой.
Проблемы развития современного общества во многом связаны с кризисом семьи, как основы государства. По утверждению профессора МГУ А.И.Антонова с целью преодоления «точки невозврата» в демографической ситуации необходимо в течение ближайших 5-7 лет повысить роль, расширить возможности семьи путём делегирования ей части гос.функций, передачи ресурса, например на основе механизма смешанного финансирования, формирования «госпакета» и передачи его на определённых условиях трудовому коллективу, представленному в форме юр.лица.
Предлагаемый механизм смешанного финансирования на основе ГЧП определяет один из путей комплексного решения обозначенных проблем:

1.Целью предлагаемого механизма ГЧП является реализация в рыночных условиях и в рамках действующего законодательства механизма перераспределения госресурса (в виде «госпакета» инвестиционного проекта) своим же гражданам - трудовому коллективу, объединёнными в юр.лицо в форме ТСЖ, ТОС или ПК, через инвестиционные проекты, с одновременным строительством жилья по ипотеке для работников создаваемых производств и рефинансированием средств из доли «госпакета» на аннуитентные платежи и в социальную инфраструктуру муниципального образования, т.е. по сути речь идёт о реализации механизма перераспределения части дохода предприятия в пользу трудового коллектива.
Данный механизм позволяет решить, на наш взгляд, одну из главных проблем Общества – обеспечить востребованность потенциала отдельной Личности в управлении и созидании, создать рамочные условия для реализации этой потребности. Таким образом, мы используем ещё системно не востребованный ресурс строительства гражданского общества посредством организационных инноваций экономического характера.

2. Реализацию механизма смешанного финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП) предлагается осуществить на основе ФЗ №115 «О концессионных соглашениях» путём оформления договора государственно-частного партнёрства (ГЧП), с целью снижения инвестиционных рисков публичного заказчика (органа власти), когда он – публичный заказчик через Специализированный фонд берёт на себя обязательства по приёму в управление определённой доли в инвестпроекте («госпакет») после сдачи его в эксплуатацию заказчиком инвестпроекта с отсроченной компенсацией заказчику (инвестору) из доли «госпакета», а также ФЗ №39 «Об инвестиционной деятельности…», т.е. в форме предоставления госкредита или госгарантий в размере не менее 25% (определяется расчётным путём) от объёма инвестиционного пакета, но на принципах ФЗ №275 «О порядке формирования целевого капитала…», т.е. на период не менее 10 лет с рефинансированием дохода (прибыли) из доли «госпакета» на социальные цели в примерном соотношении:
- 50% на софинансирование аннуитентных платежей при строительстве жилья по ипотеке для работников создаваемого предприятия или на софинансирование вспомогательных производств с/х направлений;
- 50%, как возврат госкредита, на развитие социальной инфраструктуры муниципального образования (дороги, школы, д/сады и пр.)
Механизм ГЧП нами рассматривается как часть системы мер государственного регулирования в целях реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и социальную сферу при сохранении государственного контроля над активами (такими как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие высокое социальное или оборонное значение и т.д.) и как способ перераспределения госресурса своим же гражданам через инвестиционные проекты.
Интересно в этом плане сопоставить развитие ГЧП на сегодняшнем этапе с экономической политикой СССР периода НЭП. В 1923 г. В.И.Ленин в своей работе «О концессиях и о развитии капитализма» отмечал: «Советская власть приглашает заграничных капиталистов, желающих получить концессии в России. Что такое концессия? Договор государства с капиталистом, который берется поставить или усовершенствовать производство (например, добычу и сплав леса, добычу угля, нефти, руды и т.п.), платя за это государству долю добываемого продукта, а другую долю получая в виде прибыли… Не опасно ли приглашать капиталистов, не значит ли это развивать капитализм? Да, это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остается в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством».
Предлагаемый механизм ГЧП затрагивает и этико-экономический аспект. В Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании (принят 05.02.04 на VIII Всемирном русском народном соборе, одобрен 09.09.04 Межрелигиозным советом России) в первом разделе указывается: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны», ставится задача «создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества». Во втором разделе Свода содержатся положения: «Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее распределяются справедливо и ответственно, «вкладываются» в социальную стабильность. Использование собственности в хозяйствовании не должно носить узкоэгоистический характер, противоречить общему интересу. Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и преумножения ими общественно-полезных благ. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений».

3. В качестве источников финансирования рассматривается использование средств Инвестиционного фонда РФ (согласно Постановлению Правительства РФ от 23.11.05 № 694, в ред. от 25.04.06, с изм. от 24.08.06) и других источников государственного финансирования для поддержки реализуемых частным бизнесом крупных проектов в стратегических направлениях.
Согласно Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (№38-р от 19.01.06г.) расходование средств Инвестиционного фонда РФ на условиях ГЧП позволит повысить эффективность государственных инвестиций (вклад частного капитала должен быть не менее 25%). Мы же рассматриваем инвестиционные схемы с привлечением частных инвестиций (кредитов) до 75-100%.
Согласно Положения об Инвестиционном фонде РФ государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры, в том числе социальной, необходимой при создании объектов на территории РФ.
Государственная поддержка также может предоставляться для разработки проектной документации в целях реализации инвестиционных проектов по указанным направлениям. Инициаторами реализации инвестиционных проектов могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, коммерческие организации, в том числе иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями.
Государственная поддержка для разработки проектной документации инвестиционных проектовпредоставляется; а) для разработки проектной документации инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку;

б) для разработки проектной документации инвестиционных проектов, реализация которых планируется в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях» и инициатором которых выступает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Одним из эффективных инструментов реализации приоритетных проектов является использование финансовых институтов, в первую очередь государственных банков развития - ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ). Среди функций Внешэкономбанка:
• финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфра - структуры и на реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;
• приобретение долей (акций, паев) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
• страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;
Софинансирование инвестиционных проектов может (должно) выполняться через НКО – специализированный фонд (межрегиональный или региональные) в форме долевого софинансирования. Это обеспечит антикоррупционную направленность финансирования, т.к. исчезает (затрудняется) возможность «откатов» в виде завышения стоимости инвестиций или в форме долевого участия заинтересованных чиновников. В софинансировании таких фондов может (должен) принимать участие и инвестор, т.к. он объективно д.б. заинтересован в эффективном трудовом коллективе, за счёт создания для него социальных условий, и взаимодействии с органами власти.

4. По окончании расчётов Фонда с бюджетом и инвестором, доля «госпакета» фонда может использоваться на привлечение под залог дополнительных инвестиций для развития вспомогательных производств с/х направлений или передаваться в траст трудовому коллективу.

5. Реализацию предлагаемого механизма ГЧП предлагается осуществить на ряде пилотных проектов в различных муниципальных образованиях Вологодской области. Для системного внедрения предлагаемого механизма ГЧП ранее предлагалось создание единой информационной базы данных по инвестиционным проектам и инновационным технологиям и организация внедренческой структуры в форме Межрегионального инновационного центра (МИЦ) с привлечением к совместной деятельности учебных, научных и производственных организаций.

Преимущества предлагаемых подходов:

1. Предложенный механизм смешанного финансирования уже был рассмотрен Экспертным Управлением Президента РФ, а Минэкономразвития РФ выражена возможность предоставления федеральной субсидии при поддержке проекта на региональном уровне.

2. Создаётся дополнительный материальный ресурс для ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и обеспечивается заинтересованное содействие муниципальных органов власти при реализации проектов.

3. Обеспечивается функция государственного управления инновационно-инвестиционным процессом при относительно небольших затратах и целевое, эффективное использование бюджетных средств за счёт их рефинансирования на строительство дорог, инженерных коммуникаций и др. форм инфраструктурного обеспечения инвестиций.

4. Реализуется принцип одновременного создания новых рабочих мест и строительства жилья коттеджного типа для работников предприятия, т.е. появляется возможность системного внедрения инновационных проектов, создания «точек роста» в деструктивных регионах и привлечения в них новых, активных трудовых ресурсов.

5. Повышается экономическая мотивация членов трудового коллектива, обеспечивается участие трудового коллектива, как коллективного собственника «госпакета», в управлении предприятием на условиях равноправного партнёра, а не наёмной рабочей силы и, одновременно, у инвестора снимается социальная нагрузка на инвестиции.

6. При системном внедрении таких подходов создаётся реальный сектор «среднего класса» в форме коллективного собственника и обеспечивается широкая поддержка электоратом проводимой госполитики, а при реализации комплексных проектов с применением автономных источников энергообеспечения, создаётся система устойчивого развития территорий в форме АПЭК (агро-промышленный энергокомплекс).
Председатель НП "АЭРТ" Лебедев А.И.

Прикрепленный файлРазмер
otkrytoe_pismo_.doc48.5 кб
kommentariy_k_gchp.doc99.5 кб

Государственно-частное партнёрство (ГЧП)

Alexey аватар

Целью предлагаемого механизма ГЧП является реализация в рыночных условиях и в рамках действующего законодательства механизма перераспределения госресурса (в виде «госпакета» инвестиционного проекта) своим же гражданам - трудовому коллективу, объединёнными в юр.лицо в форме ТСЖ, ТОС или ПК, через инвестиционные проекты, с одновременным строительством жилья по ипотеке для работников создаваемых производств и рефинансированием средств из доли «госпакета» на аннуитентные платежи и в социальную инфраструктуру муниципального образования, т.е. по сути речь идёт о реализации механизма перераспределения части дохода предприятия в пользу трудового коллектива.
Постепенное расширение общественного самоуправления за счёт минимизации государственного управления самый безболезненный выход из политического кризиса в Росси, который затянулся на столетие. Но мы подошли к "точке бифуркации" - русского раздвоения, за которой пустота. http://cherepovec.narodpravda.ru/node/64413