Предпринимателям снизили ставки



Кредиты для малого и среднего бизнеса стали доступнее, но бизнесмены все так же не могут их взять.

Ставки по займам на развитие бизнеса упали, об этом заявляют череповецкие банкиры. Если в кризис предприниматель мог найти кредитное предложение в лучшем случае с условием 16 — 18 % годовых (доходило и до 25 % годовых), то теперь отдельные банки предлагают взять заем уже под 13 %. Однако владельцы бизнеса все так же сталкиваются с многочисленными препятствиями при получении кредитов. Об этом вчера говорили на круглом столе в Агентстве городского развития.

По словам банкиров и предпринимателей, существенную помощь и тем и другим оказали государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ). Речь идет, во-первых, о программе субсидирования процентной ставки: государство компенсирует предпринимателю проценты по уже взятому займу в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Сейчас это около 5 %. Во-вторых, о стартовавшей несколько позже программе «Гарантийный фонд». Она нацелена на покрытие дефицита залога при получении кредита. Программа предполагает, что поручителем бизнесмена при подаче заявки на заем может стать структура — оператор гарантийного фонда.

— Очень хорошо сработала программа субсидирования процентной ставки, — считает управляющий череповецким отделением ВТБ24 Сергей Артюшичев. — В прошлом году по этой программе 59 наших заемщиков получили субсидии. Сегодня у нас есть ощущение, что в экономику возвращается порядок. Процентные ставки по кредитам для бизнеса во многих банках снизились, есть возможность говорить о докризисном уровне. 2009 год показал, что задача кредитования МСБ не может быть решена только банками. Мы говорим об очень серьезной государственной поддержке.

По словам Сергея Артюшичева, в 2009 году ВТБ24 выдал в Череповце около 300 кредитов субъектам МСБ на сумму примерно 350 млн рублей.

Управляющий череповецким отделением Сбербанка Олег Тихомиров приводит цифры за тот же период по своему банку: кредитный портфель по сектору МСБ составляет 2 млрд рублей, займы получили 200 бизнесменов. В 2010 году Сбербанк ежемесячно выдает около 15 новых кредитов предпринимателям.

— По нашему ощущению, самое плохое время для Череповца уже прошло, — подтверждает Олег Тихомиров. — Мы, может быть, не видим резкого подъема, но наверняка хуже уже не будет. До кризиса многие предприниматели жили, что называется, на кредитном плече. По этим людям кризис в первую очередь и ударил. Возьмем розничную торговлю продуктами питания. Товарооборот в этой сфере в прошлом году по сравнению с 2008 годом снизился примерно на 35 %. Люди изменили свой подход к покупкам, они стали покупать товары с низкой торговой наценкой. Они отказались от полуфабрикатов свежего приготовления, дорогого алкоголя. Чаще стали покупать заморозку, хлеб, молоко. Но на этих товарах розничная торговля не заработает. Те, кто жил на кредитном плече, стали расплачиваться с кредитами, ухудшая расчеты с оптовиками. Оптовикам подрезали лимиты производители, потому что у них была такая же ситуация, а оптовики урезали поставки в розничные сети. Все это в комплексе привело к тому, что у нас в розничной торговле наблюдается целый ряд банкротств. Как в этом секторе, так и в других встала проблема реструктуризации кредитов. Мы, как и прежде, рекомендуем заемщикам не молчать о своих проблемах, если они возникли, а говорить о них. Уверяю, ни один банк не заинтересован в том, чтобы загубить бизнес. Банки дают деньги и обратно хотят получить тоже деньги, а не машины, квартиры или какие-то бизнесы. Мы не хотим заниматься никаким бизнесом, кроме банковского.

С оценкой ситуации в торговле согласны и сами предприниматели.

— В целом по торговле ситуация такова, что кредиты нужно брать на то, чтобы погасить долги, — объясняет предприниматель Николай Чиненов (оптовая и розничная торговля продуктами питания). — Причем функция кредитования розничных сетей сегодня фактически возложена на оптовиков. Мы отдаем товар, но деньги получаем не через день и не через два. Месяц, два, три — это считается обычной задержкой. При этом сами розничные потребители взять кредиты не могут по самым разным причинам. Требования банков остаются жесткими. В целом в отрасли денег стало меньше, расчеты ухудшились. У нас все взаимосвязано. Банкротство розничных сетей отражается на всех, ведь они должны не только банкам, они должны всем.

Банкиры утверждают, что в таких сложных условиях они не просто ведут переговоры о реструктуризации долгов с заемщиками, но помогают им поддерживать бизнес на плаву.

— У нас были случаи, когда мы находили для наших заемщиков покупателей их продукции, — вспоминает Сергей Артюшичев. — Были случаи, когда мы реализовали, по сути, неликвидные залоги. Были и случаи, когда мы выходили на тяжелую процедуру банкротства. Это нормальные явления. Проблема возникновения долгов часто бывает связана с тем, что кто-то переоценил свои возможности. Также во время кризиса снизился спрос. Но нужно сказать, что часть наших клиентов успешно вели свой бизнес и в этих условиях.

Предпринимателей радует известие о снижении процентных ставок, но процедура принятия решений о выдаче или отказе в выдаче кредита все так же вызывает у них вопросы.

— Очень многое говорит о том, что банки выдают деньги неохотно, так как, по их мнению, слишком велики риски, — считает предприниматель Сергей Кириков (арендный и торгово-закупочный бизнес). — Вникать в реальную ситуацию они в достаточной степени не научились. Эту тенденцию, конечно, нужно переламывать, но на это потребуется время. При принятии решения о кредитовании должна быть и оперативность. Мои партнеры порой просто устают от того, какое количество документов им приходится собрать для получения кредита в банке. Они отказываются от получения займа уже на этой стадии, потому что просто не выдерживают. Эту ситуацию нужно изменить. Я не говорю о снижении требований к заемщику. Требования должны быть жесткими и у той и у другой стороны, — это и есть бизнес. Речь идет о быстроте принятия решений и квалификации тех, кто их принимает. Решения должны быть адекватными. Банк не должен вести себя высокомерно по отношению к клиенту, он должен тоже проявлять какой-то интерес к нему.

Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 29 апреля 2010 г.