Желающих учиться у хорошего учителя много



Сейчас перед череповчанами, чьи дети в этом году пойдут в первый класс, стоит непростой выбор: определить ребенка в ближайшую школу или предпочесть более отдаленную, где работает учитель, заслуживший очень хорошие отзывы? 1 апреля в школах начнется прием заявлений от родителей будущих первоклашек. Чем в конечном итоге руководствуются родители при выборе? Какие советы могут дать директора начальных школ?

Выслушать знакомых

Тенденция современности такова, что мы стремимся обзавестись семейным парикмахером, семейным стоматологом и даже семейным учителем. И немаловажная роль в этом, несомненно, принадлежит сарафанному радио. Именно от друзей и знакомых мы узнаем, кто хорошо стрижет, кто недорого берет за кариес, а кто способен привить ребенку трудолюбие и желание учиться. В последнем случае даже территориальное расположение школы перестает быть главным критерием, особенно если родители готовы ежедневно отвозить ребенка на занятия на автомобиле или на автобусе.

— Особых проблем с выбором учителя нет, — говорит Вера, мать шестилетнего Андрея. — У меня мама всю жизнь проработала в начальной школе, знает все плюсы и минусы своих коллег. Пока остановились на двух кандидатурах, оба учителя хорошие, опытные. Так что придется смотреть на другие критерии: программу, по которой ведется обучение, и территориальное расположение: одна школа ближе к дому, другая — дальше.

— Обычно идут на фамилию, — рассказывает Ирина ДУБРОВСКАЯ, директор школы № 41. — Кто-то слышал от друзей или знакомых, насколько тот или иной учитель требовательный и опытный. К хорошим, наработавшим имя педагогам — больше всего желающих.

Не удивительно, что к таким учителям выстраиваются очереди, а молодые специалисты, еще не успевшие подтвердить свой профессионализм, не пользуются популярностью.

— Мы сталкиваемся с такой ситуацией ежегодно, — подтверждает Альбина СОРОКИНА, директор школы № 39. — Но родители должны понимать, что набрать в первый класс 50 человек вместо положенных по норме 25-ти невозможно. Приходится как-то отбирать: смотрим на очередность поданных заявлений, на количество мальчиков и девочек, из какой семьи ребенок — полной или многодетной... Класс должен быть примерно одного состава, чтобы не возникало дискомфорта и конфликтов.

Определить склонности

Те, кто не доверяет мнению окружающих, наводят справки: кто-то беседует лично с директором, другие «подлавливают» нынешних воспитанников на переменке, чтобы узнать их отношение к учителю, некоторые штурмуют кабинет школьного психолога.

— Мы понимаем, что личность первого учителя очень важна, — говорит Елена ЗАХАРОВА, директор школы № 43, — поэтому стараемся предоставить максимум информации о тех людях, которые набирают первые классы, на специальном стенде, на сайте школы. Уже непосредственно на собраниях и курсах подготовки к школе родители могут определить, насколько подходит их ребенку тот или иной педагог по темпераменту и манере общаться, по тем требованиям, которые он предъявляет к ученикам.

— Для каждого ребенка нужен индивидуальный подход, — объясняет Альбина Сорокина, — поэтому так важно понять, подходит ли вашему ребенку тот стиль преподавания, который практикует учитель. Кому-то нравятся строгие, кому-то эмоциональные, одним нужны опытные, другим — помоложе, с задором. У каждого учителя непременно найдется своя изюминка: у нас, к примеру, один занимается краеведением, другой — театром, третий — экологией. Главное — определить, что ближе вашему ребенку, что ему по душе.

Помнить о программе

— При выборе школы не стоит забывать и об учебной программе, — продолжает Ирина Дубровская. — Я бы даже сказала, что на это нужно обратить особое внимание, и именно с программой соотносить способности ребенка. Например, в программе учебно-методического центра «Школа 2100» упор идет на математику, в «Школе XXI века» — на русский язык; где-то требуются логические способности, где-то гуманитарный склад личности.

По словам директора школы № 41, важно не то, сколько лет учитель проработал в школе и какую категорию имеет, главное — чтобы у него было желание работать:

— Многие стремятся попасть к опытным педагогам, проработавшим в системе образования десятки лет, забывая о том, что им очень сложно перестроиться. У молодых специалистов, наоборот, горят глаза, они полны энтузиазма и желания привносить в учебный процесс новые технологии. Так что если ребенок попал к учителю, только-только окончившему вуз, не пугайтесь — тот может оказаться хорошим педагогом.

По мнению сотрудников образования, благоприятный и результативный учебный процесс возможен только при условии сотрудничества учителя, родителей и самого первоклассника: ребенок должен хотеть учиться, а родители — хотеть ему помогать в этом, тогда усилия педагога не пропадут даром.

С 1 сентября 2011 года начинается реализация государственного стандарта начального образования. Таким образом, учебный план будет единым для всех, единственное различие — учебно-методические пособия, по которым будет вестись обучение.

Необходимые документы при приеме заявления в школу:

  • заявление родителей (законных представителей) на имя директора,
  • свидетельство о рождении ребенка и его копия,
  • медицинская карта ребенка с результатами медицинского осмотра,
  • прививочная карта,
  • согласие на обработку персональных данных,
  • справка об отсутствии противопоказаний к обучению по состоянию здоровья,
  • паспорта родителей (законных представителей) для установления личности.

Марина Белая,
Газета "Речь", 22 марта 2011 г.