Череповец не резиновый



Российское правительство в разы увеличило штрафы за неправильную парковку автомашин. Но прежде чем новые санкции начнут действовать, муниципальные власти должны обеспечить водителей специально обустроенными местами для стоянок. В Череповце для этих целей нет достаточного количества земельных участков, поэтому он пойдет по пути комплексного развития системы многоуровневых паркингов.

Дворовая перегрузка

«У нас на половине двора организована стоянка автомашин со всех ближайших домов. Уничтожены деревья и кусты. Сохранившимся тоже недолго осталось, так как машины ездят уже по корням. Грязь такая, что водители вытаскивают друг друга буксиром. Детям играть негде, дышать от выхлопных газов нечем. Помогите навести порядок», — пишет в редакцию житель дома № 30 по ул. Химиков. Не будет преувеличением сказать, что под этой просьбой подпишутся тысячи горожан, поскольку изложенная в письме проблема имеет общегородской масштаб. По данным анализа инвестиционного агентства, на 100 тысяч имеющихся в городе автомобилей приходится всего около 19000 парковочных мест. Средний уровень обеспеченности парковками не превышает 22 % — можно представить степень загруженности дворов и обочин дорог! И она еще увеличивается, если учесть, что платные стоянки (а их доля в общем числе парковочных мест существенна) используются не на полную мощность, ведь ставить машину под окном «удобней и дешевле». А вот на этом остановимся поподробнее. Дешевле ли?

Цена стоянки на газонах

До недавних пор штраф за проезд или стоянку на газонах, детских и спортивных площадках составлял для граждан от 200 до 2000 рублей. С 10 февраля областным законом его максимальный размер увеличен в два раза — до 4000 рублей, минимальный — до 500 рублей. При этом если раньше такие нарушения в нашем городе выявлялись крайне редко, то с конца прошлого года сотрудники вновь созданного комитета по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды вплотную занялись инспектированием дворов. И за период с 10 февраля по 3 мая они составили почти 70 протоколов. Правда, максимального размера штрафа — 4000 рублей — административная комиссия еще никому не назначала: для этого нужны отягчающие вину обстоятельства, например неоднократность нарушения правил. Чтобы фиксировать такие рецидивы, на данный момент физических ресурсов не хватает. Но со следующего года процедура привлечения к ответственности дворовых нарушителей облегчится и ускорится. В конце апреля президент страны подписал ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Одна из них позволяет контролирующим органам фиксировать нарушения правил благоустройства дворов автоматическими приборами фото- и видеофиксации, которые уже имеют на своем вооружении череповецкие гаишники. При использовании таких устройств исключается принцип презумпции невиновности, поэтому приглашать автовладельца для составления протокола не требуется. Это увеличивает риски постоянных нарушителей быть пойманным на газоне не единожды и понести больше расходов на уплату штрафов, нежели на услуги автостоянки.

Эвакуация за счет водителя

Принятые поправки в КоАП ужесточают наказание и тех водителей, которые оставляют машины на дорогах. До 1500 рублей увеличен размер штрафа за остановку или стоянку автомобиля в зоне действия запрещающих знаков или разметки, а также на полосе движения маршрутных транспортных средств. До 1000 рублей — за остановку или стоянку на автобусной остановке или ближе 15 метров от нее, а также на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним.

И еще один важный момент: если неправильно припаркованный транспорт, мешающий другим участникам дорожного движения, эвакуируют на штрафстоянку, то возмещать расходы будет сам нарушитель.

Эти поправки вступят в силу с июля следующего года. Прежде чем строго спрашивать с водителей за нарушение правил, нужно создать условия для их соблюдения. В частности, муниципалитетам настоятельно рекомендуется организовать дополнительные парковки. На их строительство и содержание дозволено даже тратить средства местного бюджета и предоставлять водителям места хоть на платной, хоть и на бесплатной основе.

Каждому району — по паркингу

Череповецкая администрация на создание парковок тратить средства городского бюджета — в силу его скудости — не планирует. Эту задачу предстоит выполнить бизнесу. Инвестиционное агентство разработало программу комплексного развития системы многоуровневых паркингов.

— Свободных земель на территории города остается не так много, и даже если мы займем все пустующие пятачки, обустроив на них обычные стоянки, 100-процентного уровня обеспеченности населения парковочными местами все равно не достигнем. Поэтому мы остановились на варианте возведения многоуровневых паркингов, когда на одном клочке земли можно разместить в три — четыре раза больше транспорта, нежели вмещает стандартная стоянка. И предпринимателей такой формат привлекает. Требуется выделить под эти цели как минимум по два — три участка в каждом районе. На данный момент город может предложить инвесторам только по одному участку. Но управление архитектуры и градостроительства рассматривает возможность перепрофилирования некоторых из участков, которые ранее были зарезервированы под другие цели, — говорит Алексей Кожевников, генеральный директор АНО «Инвестиционное агентство «Череповец». — Первый проект мы уже реализуем — многоуровневый паркинг на ул. Годовикова, рядом с торговым центром «Июнь». Такой объект здесь крайне необходим, потому что улица полностью заставлена транспортом — ее нужно разгрузить, чтобы обеспечить нормальное движение в Зашекснинском районе.

— Будут ли востребованы такие объекты? За рекой Шексной уже имеется многоэтажная стоянка на 300 мест. как говорят, она не пользуется спросом.

— Совсем наоборот. Буквально неделю назад я пытался там поставить свой автомобиль. Первый этаж, самый дорогой, был весь занят по записи (жители близлежащих домов покупают абонемент), второй и третий этажи полностью забиты машинами. Чудом я смог пристроиться только на четвертом этаже. Спрос большой, и это притом, что рядом только три дома заселены — остальные еще в процессе строительства.

Татьяна Тихонова,
Газета "Голос Череповца", 10 мая 2011 г.