Череповецкие педагоги итожат и планируют
Начальник управления образования рассказала о достижениях и проблемах сферы.
Главы управлений и комитетов мэрии выпустили отчеты о результатах работы своих сфер в минувшем году. «Речь» попросила первых лиц города оживить сухие цифры. Сегодня мы говорим с начальником управления образования мэрии Натальей Стрижовой.
Давайте начнем с дошкольного образования — проблема мест в детских садах уже несколько лет остается одной из самых острых, прежде всего в Зашекснинском районе.
— Сегодня более 21 тысячи детей посещают детские сады Череповца. Все дети в возрасте от трех до семи лет путевками обеспечены, но не всем мы смогли предоставить место в детсаду шаговой доступности. Поэтому город постоянно прилагает усилия, чтобы изменить ситуацию.
В 2014 году были открыты четыре дополнительные группы в уже функционирующих детских садах (№ 6, 21, 29, 125), три группы кратковременного пребывания детей на 115 мест в детсадах № 9, 100, 127. Эти группы очень востребованы, они помогают детям быстрее адаптироваться к детскому саду, способствуют их развитию.
Был построен за Шексной детский сад «Карамелька» на 422 места, сейчас в нем работают девять групп, в ближайшее время откроются остальные. Проведена реконструкция двух зданий бывших детсадов — на ул. Бардина, 14, и Гагарина, 16а, на 120 мест каждый. Они также уже приняли первых детей.
То есть в 2014 году было создано 875 мест в детских садах и процент охвата детей составил 87,5 — это больше, чем в среднем по России, Северо-Западу и области. Однако мест все равно недостаточно, поэтому мы продолжаем искать резервы и надеемся на помощь Федерации в части финансирования реконструкции выкупленных зданий.
В 2014 году мы предоставили родителям возможность подавать заявления на постановку ребенка на очередь в ближайшем детском саду: теперь не надо стоять в очередях в управлении образования.
Особо хотела бы отметить, что более 2,5 тысячи детей участвуют в самых различных конкурсах, фестивалях — от городских до международных.
Какова ситуация в школах?
— В Череповце работают 45 общеобразовательных учреждений, среди них семь — повышенного уровня обучения, четыре коррекционных учреждения, центр образования и два образовательных центра, объединивших в прошлом году школу и детский сад. Это более 33 тысяч детей.
Судя по записи в первые классы, в некоторых школах, как и в садиках, тоже есть проблема с количеством мест для детей.
— Да, в Зашекснинском районе школы № 41 и 32 не смогли принять всех желающих. Для решения этой проблемы открыты дополнительные классы в школах № 39 и 43, стараемся создавать дополнительные места по возможности ближе к месту проживания. Сложность еще и в том, что по новым ФГОСам во всех школах должна быть организована внеурочная деятельность учащихся, а значит, нужны помещения, которых не везде хватает.
За Шексной планируется строительство новой школы, но это вопрос времени и финансирования. В настоящее время заказан проект.
Многое меняется в процедуре ЕГЭ, успевают ли за изменениями школьники и учителя?
— В 2013 году в Череповце не прошли ЕГЭ 55 выпускников, в 2014-м намного меньше — 16. В этом году достаточно много новых моментов: математика разделена на два уровня, появилось итоговое сочинение, устный экзамен для тех, кто сдает иностранный язык и т. д. Учителя готовятся сами и готовят учеников.
Много было волнений по поводу ГИА в 9-х классах, Минобрнауки приняло окончательное решение: будет два обязательных экзамена, как и в 2014 году, а те, кто намерен поступать в профильные классы, будут сдавать экзамен по выбору — в соответствии с профилем.
Было намерение организовать не только надомную учебу для детей с ограниченными возможностями здоровья, что удалось сделать?
— Созданы центры дистанционного обучения для таких детей (в 2014 году — пять), подготовлены педагоги. По-прежнему идет обучение на дому. Реализуется программа «Доступная среда»: в 2014 году в школах № 16 и 29 сделаны ремонты за счет муниципалитета, закуплено оборудование за счет средств области — чтобы дети с ОВЗ могли учиться в обычной школе. К сожалению, не все родители к этому готовы, мы ведем работу, чтобы взрослые понимали важность этих перемен, а дети с ОВЗ могли нормально себя чувствовать в школьном классе среди сверстников.
В городе реализуется программа «Одаренные дети», каковы результаты?
— Лучшие учащиеся получают городские стипендии — 1 000 руб. в четверть; юные дарования в 2014 году участвовали в 42 крупных мероприятиях — олимпиадах, конференциях, конкурсах и т. д. Выпускники, заслужившие медаль «За особые успехи в учении», были отмечены премией: если в аттестате все отличные отметки — 5 000 рублей, если две четверки — 3 000.
Для подготовки учащихся к олимпиадам созданы два ресурсных центра — на базе женской гуманитарной гимназии и Центра дополнительного образования и методического обеспечения.
Несколько лет назад ситуация с кадрами в образовании была крайне сложной. Как обстоит дело сейчас?
— На сегодняшний день в детских садах не хватает 20 педагогов (1 сентября было 82 вакансии), в школах — 13 учителей (1 сен-тября — 46). Но остается сложной ситуация с младшими воспитателями, основная причина — низкая заработная плата.
Всего в системе образования города работает около 8 000 человек, около 5 000 — педагогические работники. Тенденции радуют: более 90 % из них имеют высшее образование, растет число специалистов первой и высшей категорий. Уменьшилась текучесть кадров, растет процент молодых педагогов.
Ирина Ромина,
Газета "Речь", 18 марта 2015 г.