Экономике нужен индустриальный образовательный кластер



Несырьевое будущее России стало основной темой прошедшего Второго Московского экономического форума. Для нашей области он стал знаменателен тем, что сразу на нескольких дискуссионных площадках было заявлено о том, что на Вологодчине принято решение об организации нового кластера - кластера индустрии образования. Тема была одной из центральных на МЭФ-2014, и не случайно составление дорожной карты проекта «Индустриальный образовательный кластер» обсуждалось на «круглом столе» № 1, модератором которого был генеральный директор ОАО «ЧЛМЗ» Владимир Боглаев.

Мы познакомим читателей с тезисами доклада Владимира Боглаева, который он начал с цитаты Владимира Путина:

проекта «Индустриальный образовательный кластер» обсуждалось на «круглом столе» № 1, модератором которого был генеральный директор ОАО «ЧЛМЗ» Владимир Боглаев«Мы ставим перед собой масштабные задачи, которые связаны с модернизацией промышленности, да и не только промышленности - по сути, всех сторон нашей жизни. Говорим о глубокой модернизации, о кардинальном улучшении делового климата. Но мы с вами понимаем, что решить эти проблемы невозможно без людей, без так называемого человеческого капитала. Что, на мой взгляд, нужно было бы сделать в перво-очередном порядке? Следует ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений, которые ответили бы на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить. Принципиально важно, чтобы в разработке профстандартов принимали участие и работодатели, и бизнес, и профсоюзы. Нужно подумать об эффективных механизмах участия бизнеса в разработке образовательных программ. Подчеркну - государство окажет необходимую организационную и финансовую поддержку созданию такой схемы».

Владимир Боглаев отметил, что суть послания Президента не в кадровой подготовке. Речь идет о глобальных вызовах, стоящих перед Россией. Руководство страны в очередной раз обозначило необходимость перехода на инновационный путь развития, но у российской элиты мотивация к соответствующим подвижкам низка, так как мероприятия в этом направлении требуют согласиться с серьезными изменениями правил игры в распределении общественного богатства. Обозначение некой политической воли и требований начинать что-то делать выливается в бюрократическую игру «приказ - отчет» без достижений и ответственности за реальный результат. И мы топчемся на месте по всем отмеченным выше целям - модернизации промышленности, улучшению делового климата, запуску механизмов инновационного развития и созданию инфраструктуры подготовки человеческого капитала соответствующего качества.

Докладчик обозначил исходные точки, от которых предложил двигаться в направлении обозначенных Президентом задач:

1. Экономической мотивации к модернизации у действующей российской бизнес-элиты сегодня нет. Механизмов принуждения также нет.

2. Отставание в технологическом развитии от развитых стран становится критически опасным - высоки риски потери суверенитета.

3. Решать проблемы развития территории, профессионального и других видов образования, создания новых производств, улучшения делового климата и социального благополучия на местах сегодня по отдельности уже невозможно. Стоящие перед страной задачи нужно решать только в комплексе.

4. Несмотря на серьезные диспропорции в экономике страны и отечественной пирамиде управления, делающей действующую конструкцию власти менее устойчивой и уязвимой к внешним и внутренним рискам, у нас открывается окно возможностей по устранению нависших угроз, потому что:

5. Научно-техническая революция уже началась, что неизбежно должно привести к периоду нестабильности во всем мире. Это период, когда можно отыграть потерянное ранее в развитии время (как, впрочем, и наоборот - отстать еще больше).

6. Хотя структура предстоящего глобального вызова понятна, как его принимать и что делать, пока не знает никто в мире, а теоретические разработки будут далеки от практики.

7. Реформировать систему подготовки профессиональных кадров, высшего образования, академической и вузовской науки, институтов инновационного развития у нас в стране надо, но никто не знает как. Попытки делаются вслепую, а действия в этом направлении приносят сопоставимый с бездействием вред и не приближают нас к решению стоящих задач.

8. Действующие в мире системы подготовки кадров для инновационных направлений подошли к моменту, когда они уже не отвечают требованиям времени. Специальные знания устаревают раньше, чем выпускник получает диплом.

9. Соответствующие масштабам проблемы эксперименты, которые должны помочь найти ответы на поставленные глобальные вопросы, требуют создания соответствующих размеров и оснащения «социолабораторий».

10. Идеальной площадкой для подобной социоэкономической лаборатории является город Череповец - большой рабочий моногород с развитой промышленной и инженерной инфраструктурой, пока еще значительным кадровым потенциалом, заинтересованной вузовской наукой, широкой базой профессиональных образовательных заведений и промышленными предприятиями, готовыми вступить в эксперимент.

11. Созданные в Череповце образовательные промышленные полигоны показали свою эффективность и логически подвели к очевидной необходимости сделать следующий шаг - создать кластер индустрии образования. Образование в кластере должно будет иметь своей целью подойти к обучению не как к процессу подготовки специалиста той или иной квалификации, а как к многократному воспроизводству новаторских групп. Эти группы, по сути, будут инновационными командами, которые «заточены» на создание новых продуктов и готовы выводить их на рынок даже путем самостоятельного поиска финансирования для организации новых производств. Прошедшие симулятор специалисты не только смогут овладеть профессией по действующим стандартам, но и научиться самообразованию в зависимости от внешних перемен.

Докладчик обозначил выявленные опытным путем подводные камни:

  • бесполезность разработки и внедрения профессиональных стандартов в том виде, как это делается сегодня. Они устареют раньше, чем будут подготовлены;
  • ответ на вопрос, каких специалистов и с какими навыками должны готовить учебные заведения, будет быстро меняться, и пытаться строить детерминированные правила подготовки в стране - равносильно запрету на развитие и инновации;
  • стоя у истоков создания эффективного механизма участия бизнеса в развитии кадрового потенциала территории, он утверждает, что сегодня в стране нет понятной на местах схемы помощи и стимулирования таких начинаний. Правила, которые позволяют участвовать государству в софинансировании или грантовой поддержке, на деле касаются лишь оптимизации процессов в устаревшей системе и просто делают чуть менее болезненным процесс ее отмирания. К развитию эти гранты отношения не имеют.

Разработка дорожной карты по организации кластера индустрии образования, в создании которого предусматривается участие администрации территорий, бизнеса, академической науки, вузовской науки и учреждений профессионального образования, может стать той работой, которая и нащупает мобильную схему помощи механизмам инновационного развития в стране в целом и на местах в частности.

Никита Максимов,
Газета "Красный север", 9 апреля 2014 г.

Доклад В. Боглаева на МЭФ-2014 - пирамиды
Доклад В. Боглаева на МЭФ-2014