Это наша корова. И мы будем её доить



В июне этого года мэр Кувшинников подписал постановление о долгосрочной целевой программе «Развитие инвестиционного потенциала Череповца» на 2010-2015 годы. В данном материале мы попытаемся проследить, как этот потенциал реализуется в «городе металлургов».

Цели Программы благие. Реализация проекта «грозит» городу на Шексне развитием новых видов бизнеса, созданием дополнительных рабочих мест, увеличением налоговых и неналоговых поступлений в казну, привлечением современных технологий, появлением высокотехнологичных производств, получением целевого финансирования из внешних источников. Одним словом, в Череповце создаются цивилизованные условия для ведения бизнеса.

Потребителями Программы являются организации и предприниматели, заинтересованные в ведении бизнеса на территории города, банки, инвестиционные и фонды венчурного капитала, частные инвесторы. Разработчиком и исполнителем проекта выступает мэрия Череповца. Объемы финансирования - 82,5 млн. рублей на пять лет. В 2010 году предполагается освоить 7,5 млн. рублей, а с 2011-го по 2015-ый - по 15 млн. рублей в год. Источник финансирования - субсидии городского бюджета. Причем, ежегодный объем средств, выделяемых на реализацию программы, утверждается депкорпусом Гордумы.

Жалостливая песня

Солидные суммы требуют красивого, а главное, логичного обоснования. Разработчик программы (управление стратегического планирования мэрии) «давит на жалость». Основой промышленности Череповца является черная металлургия, представленная активами ОАО «Северсталь». Доля черной металлургии в структуре экономики города составляет 73 процента. До сокращений 2008-го на предприятиях компании работало более 25 процентов активного населения. По классификации Минрегионразвития это позволяет отнести Череповец к моногородам. Негативные последствия зависимости города от «Северстали» ярко проявились во время кризиса. Падение (около 30процентов) в металлургической отрасли оказалось одним из самых значительных в истории новой России. В результате, гигант черной металлургии снизил объемы производства и пошел на массовое сокращение персонала. Муниципалитету это «аукнулось» обрезанием доходной части бюджета, увеличением финансовой нагрузки вследствие передачи непрофильных активов («социалки» металлургов) на баланс города, ростом уровня безработицы и социальной напряженности. Вывод: чтобы избежать глобальных экономических потрясений в дальнейшем, необходимо развивать альтернативные направления экономики, привлекать инвесторов, создавать новые предприятия.

С этой целью был разработан проект «Форсайт города Череповца». Привлеченная в рамках «Форсайта» группа консультантов Московской школы управления СКОЛКОВО (студентов, проходящих практику) провела сравнительный анализ Череповца с Рыбинском, Вологдой, Костромой, Великим Новгородом, Тверью и Ярославлем. «Варяги» подтвердили очевидные факты: инвестиционная привлекательность Череповца - ноль, ждать инвесторов не приходится. Самое главное из выявленных упущений - отсутствие единой программы, координирующей усилия по улучшению экономического климата, привлечению инвесторов и содействию в реализации инвестиционных проектов. Чтобы исправить ситуацию, было решено создать инвестиционное агентство «Череповец» и «вбухать» в него миллионы от налогоплательщиков.

К нам едет ревизор?

Целевые показатели программы, мягко говоря, не впечатляют. В 2010 году планируется довести количество поступивших бизнес-идей, предложений и проектов до 70. Пока только 10 из них прошли экспертную оценку и были признанны перспективными проектами. Объем привлеченных частных инвестиций, количество созданных рабочих мест, сумма поступившего в казну НДФЛ, объем привлеченных средств инвесторов - ноль. Зато есть расходы от участия в четырех выставках, форумах и аналогичных имиджевых мероприятиях федерального уровня. Причем, на каждый рубль, вложенный в программу, планируется привлечь 3 880 рублей частных инвестиций. Число же созданных рабочих мест должно превысить шесть сотен.

В июле ревизоры контрольной палаты городской Думы провели финансовую экспертизу долгосрочной целевой программы «Развитие инвестиционного потенциала города Череповца на 2010-2015 годы». При обосновании всех затрат красной линией проходил вывод: «Учитывая специфику деятельности агентства, уровень расходов носит объективный характер». Результаты проверки доведены до депутатов на совместном заседании постоянных комиссий Думы 14 сентября. После услышанного парламентариям было впору схватиться за голову, но только один народный избранник высказал свое неудовлетворение результатами проверки. Да и тот больше сокрушался не по факту бесконтрольности выделяемых средств, а по поводу дороговизны отдельных позиций в смете.

Стыдно - у кого видно

Согласно объяснениям разработчика Программы и руководителя инвестиционного агентства Дмитрия Ленькова, исполнителем данной программы станет автономная некоммерческая организация «Муниципальное инвестиционное агентство Череповец» с численностью персонала в 15 человек. Смета расходов на 2010 год (с июля по декабрь) включает в себя затраты агентства на аренду помещений - 420 тыс. рублей, что в расчёте на один месяц составляет 70 тысяч. Снять офис в центре города можно и по 350 рублей за квадратный метр. При таких расценках площадь офиса агентства будет достигать 200 квадратов. При пересчете на одного сотрудника, получается более 13 метров, хотя по СНиПам нормативная рабочая площадь работника с компьютером составляет всего 6 квадратов.

Далее следует приобретение офисной мебели на 730 тысяч рублей. Для кабинета директора заложено 150, для трех начальников отделов - три комплекта по 70, для секретаря и финансового контролёра еще два комплекта по 50, и прочих специалистов - девять комплектов по 30 тысяч рублей. Что и говорить, обстановка - царская. По мнению же ревизоров, реальные затраты на данные цели могут составлять 570 тысяч рублей.
Программное обеспечение для бухгалтерии - 300 тысяч рублей. По соображениям ревизоров, минимальная сумма расходов по данной статье едва дотягивает до 60. Приобретение же оргтехники и программного обеспечения в смете агентства вообще перевалило за 1 млн. 460 тысяч рублей. Стационарная телефонная связь за июль-декабрь 2010-го - 60 тысяч рублей, сотовая связь через «Мегафон» - 90, столько же понадобится на приобретение хозяйственного инвентаря и офисных принадлежностей.
 

Предполагаемая зарплата сотрудников - просто песня. Оплата труда персонала предусмотрена в размере 3млн. 362 тысяч рублей в год. То есть среднемесячное вознаграждение одного сотрудника - более 37 тысяч. На обучение персонала выделено еще 300 тысяч рублей - по 20 на каждого сотрудника. Плюс командировочные расходы в общей сумме 200 тысяч рублей. Наверное, любой череповчанин был бы рад таким доходам.

Акелла не промахнулся

С разбазариванием бюджетных средств парламентарии согласились молча. Стороннему наблюдателю может показаться, что ревизоры не имели возможности проверить обоснованность данных сумм в связи с отсутствием полной сметы расходов. В свете же августовских перестановок в контролирующем органе мэрии (Контрольную палату переименовали в Контрольное управление, на место ревизора Беловой назначили главбуха мэрии Усатову) результаты проверки и постыдное признание их депутатами выглядят весьма логично. Руководителем программы является мэр Кувшинников, которому даже не надо договариваться с председателем Гордумы Баданиной о том, чтобы народные избранники «не наезжали» на инвестиционное агентство.

«Неровные» отношениях спикера парламента Баданиной с бывшей начальницей КРУ Татьяной Беловой являются секретом Полишинеля. Когда неподкупного ревизора «ушли» из мэрии, появилась возможность бесконтрольно вытаскивать из бюджета любые суммы, чтобы потом банально пилить их между участниками процесса. Впрочем, вся эта история с программой и агентством является прямой проекцией «столичной возни» с национальными проектами. Только «тырят» в «городе металлургов» в гораздо меньших, провинциальных, масштабах.

Михаил Сталеваров,
Газета "Череповецкая истина", № 22.