Камеры зафиксировали видимо-невидимо нарушений



Система дорожного видеонаблюдения не без сбоев, но заработала.

На завтра запланирован очередной официальный старт полноценной работы системы видеофиксации нарушений на городских дорогах. Предполагается, что ГИБДД начнет массово рассылать постановления о наложении штрафов. Правда, на этом наладка комплекса, похоже, не закончится. Как мы уже писали, возникли ситуации, когда камеры по каким-то причинам пропускали машины нарушителей.

Запуск не состоялся

По словам зам. мэра Василия Семичева, на этой неделе будет завершен процесс передачи оборудования видеонаблюдения в ведение ГИБДД. Речь идет о 31 видеокамере, которые установлены на Ягорбском и Октябрьском мостах, а также на Красноармейской площади. В первых двух случаях система предназначена в основном для фиксации превышений скорости, во втором она работает на выявление проездов перекрестка на красный сигнал светофора и нарушений требований разметки.

Напомним, первый официальный запуск системы, проведенный в мае, закончился провалом: подставного нарушителя на Октябрьском мосту система не зафиксировала. Как до, так и после этого случая наиболее отчаянные горожане не раз пытались проверить на себе работу камер. По словам таксистов, они неоднократно специально ездили по обоим мостам на скорости около 100 км/ч, но ни разу им не приходили квитанции. Отслеживание работы видеокомплексов при помощи радар-детекторов показывало, что радары на мостах то работают, то нет. По некоторым данным, не так давно новые камеры дали сбой и в том случае, когда их вмешательство было крайне необходимо. Во время погони полиции за машиной нарушителя на Октябрьском мосту видеокомплекс зафиксировал патрульный автомобиль ГИБДД, а вот автомобиль самого преследуемого — нет.

Нестыковка

Согласно неофициальной информации, установленное оборудование московской компании «Вокорд» к тому же оказалось не совместимым с базами данных ГИБДД в Череповце, несмотря на требования техзадания. В результате возникла ситуация, когда даже при стопроцентной фиксации нарушений информация о них не оказывалась автоматически в базе данных административных правонарушений ГИБДД. При таком раскладе весь вал информации о нарушениях инспектор должен обрабатывать вручную, просматривая каждый факт и «руками» перенося его из одной базы данных в другую.

— Сейчас все установленные в городе камеры фиксируют примерно по триста нарушений в сутки, и, конечно, нам бы хотелось, чтобы все было в автоматическом режиме, — объясняет начальник отдела ГИБДД Александр Андреев. — Мы надеемся, что информация о каждом нарушении будет автоматически распечатываться и автоматически все это будет запаковываться в конверт. Ведь проще всего поставить камеры и сказать: делайте все вручную. Сейчас заканчивается процесс перевода оборудования на баланс УВД, оборудование перенастраивали, пристреливали, так скажем. Я думаю, что 1 июля, максимум 4 июля мы начнем рассылать квитанции.

По сути, до момента перевода оборудования на баланс ГИБДД у полиции не было юридического основания для рассылки постановлений, поэтому они и не рассылались, несмотря на все страшилки, распространяемые самыми разными должностными лицами. В то же время, как показывает статистика, количество нарушений после установки камер начало ежедневно снижаться. Специалисты предполагают, что после первой же рассылки квитанций молва об этом быстро разойдется и нарушений будет еще меньше.

Работа над ошибками

— Результат есть, — констатирует директор по развитию компании, монтировавшей оборудование видеонаблюдения, Александр Колядин. — Что же касается сбоев и пропусков, то они неизбежны. Оборудование очень сложное: это 31 камера, 10 распределенных серверов, несколько километров волоконно-оптических линий. Система живая. Например, на Красноармейской площади есть трамвайная контактная сеть, которая может дать помеху. Какой-то сервер может подвиснуть. Сразу же вмешивается технический специалист, устраняет проблему. Мы сейчас целиком внутри этой системы, и каждый сбой служит для нас поводом, чтобы эту систему дальше настраивать. Согласно контракту, мы обеспечиваем сопровождение в течение года, то есть с апреля этого года, когда был подписан контракт, и до апреля следующего. Как показывает опыт других городов, эффективность такого оборудования очень высока.

Параллельно с монтажом стационарных комплексов фиксации нарушений специалистами ГИБДД и отдела организации дорожного движения МУП «Электросвет» запущен в эксплуатацию мобильный фоторадарный комплекс «КРИС-П», работающий в автоматическом режиме.

— Удалось произвести сопряжение его с базами данных ГИБДД, и сейчас информация о правонарушениях автоматически вносится в базу «Административная практика» после проверки точности определения номеров машины инспектором, — объясняет начальник отдела организации дорожного движения Дмитрий Жаворонков. — Мобильный комплекс имеет меньшую эффективность по количеству годных материалов, так как устройство не может одновременно захватывать несколько нарушителей, и когда в кадре есть кусок другой машины, нельзя с уверенностью сказать, что зафиксированная скорость принадлежит именно той машине, которая в центре кадра. Это происходит в силу расположения прибора сбоку от дороги, но этот минус с лихвой компенсируется возможностью быстрой передислокации и низкой стоимостью устройства. Думаю, мобильный комплекс при совместной работе со стационарными камерами может существенно повысить безопасность движения. Кроме того, в будущем можно рассмотреть возможность установки радаров-ловушек для радар-детекторов. Имитируя настоящий радар, такие устройства будут вводить в заблуждение нарушителя с радар-детектором, и он снизит скорость. Радар-детектор, таким образом, становится инструментом повышения безопасности, а не инструментом для ухода от ответственности.

Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 30 июня 2011 г.