Терминал с кассой: минусы и плюсы



Повышением комиссионных платежей обернется для череповчан правительственная инициатива по установке в платежные терминалы контрольно-кассовой техники. В срок до 1 апреля все платежные машины должны быть оборудованы кассами. Однако уже сейчас участники рынка говорят о том, что у них возникли серьезные проблемы в связи с новыми требованиями.

С 1 апреля вступает в силу закон, согласно которому все небанковские платежные терминалы должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой (ККТ). Это требование фактически означает, что в терминалы должны быть встроены кассы (фискальные регистраторы) наподобие тех, что работают в любой торговой точке. Вместо сегодняшней квитанции терминал после установки ККТ будет выдавать кассовый чек. По сути, для потребителя в самой процедуре оплаты ничего не изменится.

Однако для владельцев терминалов изменения более чем существенные. В Череповце сегодня насчитывается около пятисот терминалов. Рынок неоднороден: на нем присутствуют как предприниматели, чья сеть терминалов исчисляется в единицах, так и компании, которые уже достигли трехзначных цифр численности платежных машин. Им предстоит не только установить в каждом терминале фискальные регистраторы, но и зарегистрировать их в налоговой инспекции.

— Регистрация ККТ, установленной в платежном терминале, проводится с обязательным выездом представителя налогового органа, платежного агента или его представителя, в том числе специалиста центра технического обслуживания, на место установки платежного терминала, — разъясняет начальник Межрайонной ИФНС № 12 по Вологодской области Ольга КОЗЫРЕВА. — При этом Административным регламентом на прием и оформление документов на осуществление регистрации установлен срок в 5 дней. Работа терминалов, не соответствующих требованиям Федерального закона, с 1 апреля 2010 года запрещена. За несоблюдение норм законодательства о применении ККТ предусмотрена административная ответственность.

Штрафовать тех, кто не успеет к 1 апреля поставить в терминалы фискальные регистраторы, налоговики намерены по ст. 14.5 КоАП РФ. Она предполагает штраф для юридических лиц в размере от 30 до 40 тысяч рублей.

— Сейчас далеко не все поставщики готовы отгружать нужное количество фискальных регистраторов. То есть даже если у людей есть деньги на эти регистраторы, они могут не получить их к 1 апреля, — сетует представитель ООО «Электронные платежи» (фирма владеет сетью из 70 терминалов) Константин СМИРНОВ. — Все регистраторы должны быть включены в специальный госреестр. Есть модели, которые были включены в него только в этом месяце, и поставляться на рынок они будут только в конце апреля. Кроме того, у некоторых просто нет денег на фискализацию своих терминалов. У тех, у кого сеть небольшая, то есть не превышает 30 терминалов, средств уже сейчас не хватает. Один фискальный регистратор стоит около 35 тыс. рублей, его нужно поставить на каждый терминал. Для этого сам терминал нужно переделать, то есть поработать дрелью и болгаркой, а потом перенастроить программное обеспечение. Таким образом, разовые расходы составят около 50 тыс. рублей. Также возникают ежегодные расходы: это примерно 10 тыс. рублей на замену ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная: техническое устройство, обеспечивающее хранение и защиту информации кассы, — авт.) и техническое обслуживание.

По мнению участников рынка электронных платежей, при средней стоимости одного платежного терминала на уровне 80 тыс. рублей фискальный регистратор становится существенной дополнительной финансовой нагрузкой. Свои затраты бизнесмены намерены компенсировать за счет повышения комиссионных платежей. Точные цифры называть пока никто не берется, но очевидно, что будет повышена как сумма минимального платежа (сейчас это в основном 5 — 6 рублей), так и процент за каждую операцию (сейчас это 3 — 6 %).

— В целом закон правильный. Это наведение порядка на рынке электронных платежей, — считает менеджер по развитию сети терминалов «Экспресс» Андрей РУХЛОВ. — Этот закон дает нам даже некоторые возможности для расширения спектра услуг, приема еще большего числа платежей. Например, сейчас управляющая компания или государственный орган могут отказать нам в сотрудничестве, мотивируя это тем, что наши платежи находятся вне правового поля. Теперь это все будет четко регламентировано, каждый платеж будет регистрироваться в кассе. Однако то, что предлагается, это далеко не оптимальный вариант. Фискализацию стоило вводить на уровне платежных систем, которые принимают информацию о платежах с терминалов. Применять фискализацию к рынку, где большинство участников — малый и средний бизнес… Я думаю, что вполне возможно сокращение количества терминалов.

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, две трети населения России хотя бы раз в неделю совершают оплату разного рода услуг через платежные терминалы. Пользователями терминалов являются 90 % российских семей.

Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 22 марта 2010 г.