Череповец: протестантско-православная религиозность как зеркало российского многообразия



Самым большим по числу жителей городом Вологодской области является Череповец. Это один из центров развития, как православия, так и протестантизма. Судьба этого города типична для всех тех захолустных городков, которые становились промышленными центрами в советское время. Сталелитейное предприятие как центр городской жизни, постоянное обновление населения в связи с приездом рабочих и специалистов со всех концов страны, искоренение религии, "ненужной рабочему классу" в особенности, - все это создало практичный мир, где религия в 1990-е годы развивалась как бы с чистого листа, как будто и не была эта земля православной на протяжении многих веков.

За постсоветское время православная жизнь в Череповце, если подходить формально и с материальной точки зрения, изменилась намного меньше, чем в других городах, где построено много храмов и часовен, а власть оказывает всяческую помощь священнослужителям. В Череповце изначально власть была настроена нейтрально, но благожелательно, никакой православизации общественной жизни сверху не было, а поскольку население также спокойно относилось к РПЦ, то за все 1990-е годы была отреставрирована только одна разрушенная церковь. Однако эта "нейтральная" ситуация превратила два православных прихода в две реальные сплоченные и многочисленные общины верующих, которые стали чрезвычайно изобретательны в сфере социальных проектов, образования, культурных акций, которые проводятся благодаря активности и самостоятельности мирян.

Единственный храм, который существовал в советское время в Череповце, - Воскресенский собор (архиерейское подворье). Настоятель собора – протоиерей Владимир Богданчиков. Активисты прихода проводят православные молодежные балы для привлечения подростков и преодоление алкогольных и полукриминальных традиций молодежного досуга. При соборе действует молодежная организация "Купол", которая проводит встречи, балы и конкурсы, существует детско-юношеский хор. Воскресенский собор и вторая церковь города - храм Рождества Христова - совместно готовят еженедельную программу на местном телевидении "Воскресная школа" (ведущие – Лариса Федченко и диакон Кирилл Киселев). При Рождественском храме и Воскресенском соборе работают открытые библиотеки, которые пользуются большим спросом у студентов и преподавателей.

Вторым крупным приходом является церковь Рождества Христова - настоятель храма Рождества Христова – протоиерей Георгий Трубицын. Староста прихода Рождества Христова и директор воскресной школы при храме – Лариса Федченко. Федченко также является секретарем Комиссии по религиозному образованию Вологодской епархии. Храм был отстроен при спонсорской поддержки "Северстали" на месте сгоревшей церкви в 1996 году (церковь существовала с 1786 года). В 1997 году открылась воскресная школа, в которой 5 дней в неделю обучается около 300 учащихся. Уникальность воскресной школы состоит в том, что школу посещают не только дети верующих – детей специально привозят в школу из четырех детских домов области при поддержке Центра помощи семье и детям. Кроме того, школа сотрудничает с Центром социальной реабилитации "Росток" для детей из неблагополучных семей. В школе также есть занятия для взрослых. Многие заканчивают после воскресной школы Духовное училище в Вологде. В школе преподают 27 учителей из числа прихожан. Приход ежегодно проводит летние лагеря для детей и подростков. Журналистская студия выпускает приходскую газету "Радуга". Верующие посещают отделение наркологии в городской больнице, проводится не только молебен перед иконой "Неупиваемая чаша", но и соборование наркоманов и алкоголиков. В храме вывешена по инициативе прихожан доска с именами 60 человек, погибших в Афганистане, около которой проводятся панихиды.

В самом православном приходе, по словам отца Георгия Трубицына, постоянно на богослужениях присутствует до 300 человек, в год совершается около 1,5 тысяч крещений, около 9 тысяч исповедующихся, до 800 человек проходит соборование. Лариса Федченко и отец Георгий отмечают, что православные делают для города все, что могут, насколько хватает сил. На город в 300 тысяч человек приходится два православных храма, 8 священников и 7 диаконов. При этом, "сектанты" стараются проводить свои миссионерские акции и организуют группы почти в каждом районе города. Отец Георгий сетует на то, что у прихода нет сил и средств, а также государственного финансирования религиозного образования. "Сектанты" же делают упор на социальной работе, и у них, как считает отец Георгий, есть специально разработанные программы и проекты, апробированные на Западе. А у православных такого нет. По словам отца Георгия, никакой антисектантской работы приходы в Череповце не ведут: "Главное, что Православная церковь никогда не будет действовать методами сект, поскольку миссионерская деятельность должна быть основана на свободе воли и молитве". Православные никому не навязываются, но посещают и военные части, и социальные учреждения. По мнению отца Георгия, надо все объяснять и не отталкивать людей.

Образовательные, культурные инициативы занимают огромное место в череповецкой православной жизни, и они носят характер общественных акций, которые проводятся неформально. Дети из Череповецкой воскресной школы принимают участие в Дмитриевских чтениях в Спасо-Прилуцком монастыре, готовили музыкальные композиции и буклеты в память преп. Нила Сорского, участвуют в Прокопиевских в Великом Устюге, Таисиевских и Игнатиевских чтениях в самом Череповце. Таисиевские чтения являются по существу детскими и подростковыми – учащиеся пишут статьи и читают доклады на этих чтениях, ездят на экскурсии по монастырям и устраивают выставки своих поделок в рамках чтений. Наиболее интересные доклады и сочинения учащихся печатаются в журнале-альманахе Комиссии по религиозному образованию Вологодской епархии "Православное образование и воспитание" (редактор – Лариса Федченко). Наряду с этим, приход Рождества Христова и Воскресенский собор работают со средними школами в рамках программы "Истоки", которой охвачено 85% всех школ области. Православные разработали план своих занятий на нравственные темы, о милосердии, христианской жизни и об истории жизни православных святых.

Православное многообразие, характерное для многих регионов, сочетается в Череповце с многообразием протестантским, которое в этом городе отражает особенности его истории, его характер и толерантную политику местных властей. Сильный череповецкий протестантизм постоянно подстегивает православных прихожан к тем социальным акциям и к миссионерской работе, которая многим богатым приходам РПЦ в Центральных областях может показаться слишком оригинальной и даже ненужной. Однако в Череповце евангельское христианство является весьма ощутимым конкурентом православия.

Большинство протестантских общин Череповца – это головные центры для всех областных евангельских церквей. В той или иной степени все они делают упор на социальной работе и миссионерстве.

Пятидесятники, как и по России в целом, наиболее заметны и многочисленны среди протестантов. К примеру, Церковь Иисуса Христа (входит в РОСХВЕ) – община, которая ведет большую социальную работу с неблагополучными детьми, с досуговым центром, профилактическую работу с бомжами, проводит тюремное служение и реабилитацию заключенных. В общине РОСХВЕ – более 300 человек, ее пастор - Глеб Басков, а епископом Вологодского объединения РОСХВЕ является Евгений Николин.

Самой многочисленной является Церковь "Добрая Весть" (входит в Российскую церковь ХВЕ) – в ней более 700 человек. У этой церкви есть реабилитационный центр для наркозависимых, ведется работа с неимущими. Старший пастор Объединения церквей РЦ ХВЕ по Вологодской области – Владимир Моцьо. В объединение входит 10 церквей и более 15 групп по Вологодской области, в том числе и в поселках и в деревнях – в Вологде, Череповце, Кириллове, Белозерске, Шексне, Кадуе, Климовске, Хохлово и Молочном. Основу союза составляют молодые харизматические пятидесятнические церкви, возникшие в 1990-е гг. В 2003 году церковь "Добрая весть" в Череповце открыла новый молитвенный дом. "Добрая Весть" также является одной из самых активных церквей в сфере социального служения. Под Белозерском верующие организовали реабилитационный центр для наркоманов, где в частном доме одновременно может находится около 20 чел. В центре бывшие наркоманы работают и изучают Библию. По словам Владимира Моцьо, около 90 процентов тех наркоманов, кто не сбежал и прошел всю реабилитацию от начала и до конца, остаются в церквях и становятся служителями. Череповецкие власти приветствуют работу пятидесятников с наркоманами и с другими нуждающимися. По словам старшего пресвитера, "в социальной работе специалисты в череповецкой мэрии отдают предпочтение протестантским церквям".

Власти Череповца, по словам Владимира Мацьо, проявляют самое наилучшее отношение к верующим. Представители мэрии, например, обращаются к церкви в связи с возникающими социальными проблемами. С точки зрения соблюдения законности, никто из чиновников не делает публичных заявлений, направленных против евангельских церквей. Как отмечает Владимир Мацьо, в Череповце уже несколько лет никто не печатает антисектантских статей, а некоторые светские журналисты советуются с пасторами, прежде чем публиковать статьи на религиозную тематику. По словам Мацьо, "в Череповце всего две православных церкви, а протестантских – восемь, поэтому против нас никто не осмеливается выступать".

В Череповце действует община церкви "Дом горшечника" - одного из самых интересных протестантских направлений. Церковь "Дом горшечника" появилась в 1980-е годы в США на основе молодежного харизматического движения Иисуса, и стала одним из самых консервативных направлений, выделившихся из JesusMovement. В России церковь возникла благодаря миссионерской деятельности одноимённой канадской церкви в 1994 году. Общины существуют в Череповце (пастор Алексей Хапов), Вожеге, Соколе, Рыбинске, Костроме, Иваново, Южно-Сахалинске, Петербурге, Липецке, Смоленске и Москве. Однако центральная церковь находится в Вологде. Церковь готовит и посылает миссионеров не только по России, но в Украину, Монголию и Камбоджу. При этом, "Дом горшечника" против обучения миссионеров и пасторов в библейских колледжах, так как миссионеров нужно обучать непосредственно на практике во время миссионерских акций. Российские общины являются частью международного движения "Potter’s house", которое децентрализована и не имеет единого управления и центра (в мире в это движение входит около 1600 церквей). "Дом горшечника" - пятидесятническая церковь, которая придерживается строгих фундаменталистских принципов морали и отношения к тексту Библии. Глоссолалии не практикуются на богослужении - только во время частной молитвы. "Дом горшечника" не поддерживает отношений с другими протестантскими церквями, так как не признает харизматических доктрин, женского священства, а также существует правило, согласно которому пасторы не могут иметь дома телевизора. Многие прихожане также добровольно отказываются от телевизора дома, так как ТВ впускает в дом насилие и соревнуется по влиянию с голосом Божьим. Основной целью для церкви является насаждение общин и миссия, а социальную работу в "Доме горшечника" считают ненужной для церкви, так как она уводит в сторону ("просто открывать столовую для бомжей – бесполезно"). При этом, верующие ведут активную работу в тюрьмах, больницах, есть реабилитационный центр для наркозависимых, который работает по программе 100 дней. В "Доме горшечника" полагают, что наркоману, если он стал верующим, не нужно долго выходить из наркозависимости, а достаточно около трех месяцев. В евангелизационных целях община выпускает газет "Время перемен" тиражом 80 тыс. экземпляров. В связи с миссионерской направленностью церкви каждый прихожанин обязан несколько раз в неделю участвовать в евангелизациях и посещать церковные собрания не только по воскресеньям, но и среди недели. Пастор центральной церкви в Вологде Сергей Голубев подчеркивает, что надо быть патриотом-протестантом: "Да, мы русские, но неправославные, но принадлежим к русской культуре". " Не следует оправдываться в этом "все оправдания для РПЦ смешны, и Кураев и Чаплин над этим только поиздеваются, и это никак не поможет погибающим в грехах".

В 2000-е годы в Череповце и в Вологодской области в целом стали возникать и расти баптистские общины (более 10 общин и групп) – до этого в области были по большей части церкви, входящие в Совет церквей евангельских христиан. Баптистская церковь существовала в Череповце еще с 1920-х годов, и в настоящее время в городе находится центральная баптистская община во главе со старшим пресвитером Станиславом Довбушем, в которой более 300 человек. В Устюжне и Бабаево существуют реабилитационные центры ЕХБ для наркозависимых. В церкви действует также группа 12 шагов для алкозависимых и созависимых. Баптисты ходят по учебным заведениям с программой борьбы со СПИДом. Миссионеры ездят по деревням Вологодской области и проповедуют, также как это делали проповедники-книгоноши в XIX веке. При этом, встречают также и сопротивление местных крестьян и духовенства. По словам служителя Объединения ЕХБ по области Павла Копмаря, баптизм в России стал более зрелым и грамотным, появилось осознание значимости социального служения и активного привлечения молодежи. По словам пресвитера, церковь должна проявлять свою общественно-политическую позицию, в обществе должны быть свобода веры и свобода выбора, по крайней мере, Иисус Христос вел себя демократично.

Среди более мелких протестантских общин в Череповце стоит упомянуть небольшую пятидесятническую церковь, которая относится к Тамбовской Ассоциации церквей евангельских христиан (глава – Петр Назарчук). С наркозависимыми занимается также реабилитационный центр, созданный благотворительным фондом "Преображение", который основали члены пятидесятнической церкви из Кемерово. Существуют в Череповце и другие протестантские и околопротестантские направления. Свой Дом молитвы есть и у Церкви адвентистов седьмого дня и Новоапостольской церкви. Свое здание есть и у общины трезвенников-чуриковцев, которых около 50 человек.

В каком-то смысле Череповец можно назвать зеркалом религиозной жизни в больших российских городах, в столицах регионов. Здесь представлен такой же набор других религиозных направлений, который можно встретить в том или ином сочетании и со своими региональными и культурными особенностями в любом крупном городе. Существуют национальные мусульманские группы и иудаистская община Федерации еврейских общин России. Это группы почитателей рериховского учения (в 1990-е годы был Центр "Чаша", который затем распался), Саи Бабы, Шри Чин Моя, Брахма Кумарис, Радастеи, движения Анастасии, Церкви Саентологии (альтернативное направление из Германии), Общества сознания Кришны, буддистов движения Карма Кагью. В Череповце также есть семейно-культурный оздоровительный центр "Макошь" неоязыческой направленности.

Однако уникальность Череповца не в том религиозном котле, которые в России есть повсюду, а в сочетании социально активного православия, которое становится центром общественной и культурной жизни практически без поддержки властей. Это православие, которое на фоне мощного развития протестантизма в 1990-е годы не сумело приобрести силу, встав на плечи государства. Но в итоге именно это заставило два череповецких прихода и прежде всего мирян задуматься о новом социально-культурном облике православия, как миссии, которую несут люди, а не православная власть. Православие в Череповце стало влиятельным несмотря на количество храмов и выделяемых бюджетных и внебюджетных средств. При этом, оно не противопоставило себя другим конфессиям, и сосуществует наравне с протестантским христианским миром.

Безусловно, православно-протестантское соседство объясняется местным колоритом города, его историей, внутренней культурой, тем, что православно-патриотические мифологемы "русской цивилизации", "борьбы с сектами", с западным влиянием и т.д. были чужды местному духовенству и власти. То есть общество развивалось самостоятельно и независимо определяло свое религиозное лицо. Мэрия Череповца занимает принципиально нейтральную позицию. Мэр Череповца Олег Кувшинников не ходит на православные службы на Пасху и Рождество, православным себя не называет, но регулярно поздравляет православных с праздниками. Специалист в администрации Череповца по взаимодействию с религиозными объединениями – Александр Сергеевич Попов, сотрудник Отдела по связям с общественными организациями мэрии – признается в том, что Череповец является центром многих протестантских конфессий Вологодской области. По словам Попова, Череповец еще называют рассадником протестантизма на Северо-Западе. По меркам Вологодчины Череповец – город специфический, который сформирован из людей различных национальностей, приехавших на стройку комбината "Северсталь". Наличие лишь двух православных храмов в городе и отсутствие церквей в спальных районах, Попов объясняет отсутствием инициативы со стороны горожан. В Череповце люди практичные, они зарабатывают деньги, буквально все заняты экономической деятельностью. Говорят, что если в Вологде двое инициативных и энергичных человека создадут партию, то в Череповце – кооператив. Как подчеркнул Александр Попов, протестантизм с его деловитостью и прагматизмом больше подходит по духу череповчанам. А православие рассматривается как культурное явление – это большая проблема для РПЦ. Тем не менее, приходы РПЦ в Череповце, действительно, очень большие, растущие и активные. На праздники они заполнены до отказа. Православные проводят выставки, культурные акции, работают со школами. Однако чрезвычайно ощущается нехватка молодых и образованных священников. Священнослужители отстаивают службу, и не всегда способны к энергичной социальной и миссионерской работе. По мнению Попова, получается, что в отличие от мирян, священников мало и они незаметны.

Развитие религиозной жизни в Череповце сделало заметным общественные инициативы самих верующих, лишив православие бессмысленных идеологических стереотипов и ксенофобских мифов. Присутствие сильных православия и протестантизма сформировало веротерпимую атмосферу, которую нет смысла рушить ни тому, ни другому христианскому направлению. В условиях, когда практической вере привержено меньшинство жителей города, осознанная и организованная религиозная жизнь является дефицитом.

Роман Лункин,
"Русское ревью Кестонского института", апрель 2009 г.