Череповчане в московском суде доказали незаконность блокировки банковского счета частной фирмы
Фирме по приему и переработке цветного лома «НордМет» пришлось обращаться в суд, чтобы восстановить право на пользование своим счетом в банке ВТБ 24.
Открытый в Череповце банковский счет организации (предприятие зарегистрировано в Московской области, в Череповце находится его филиал) был заблокирован в ноябре 2017 года. Для руководства фирмы это стало полной неожиданностью.
«С банком ВТБ 24 наша компания работала с 2011 года. Мы там кредитовались, открывали депозитные счета. В какой-то момент без объяснения причин банк наш счет просто взял и закрыл. Все произошло в канун новогодних праздников, на счету было порядка трех миллионов рублей — зарплата сотрудников, деньги для контрагентов и так далее. Доступ к ним мы потеряли. Естественно, сразу обратились к руководству банка, но там только пожимали плечами. Мы обратились в суд, но даже госпошлину заплатить не могли, ведь счет-то заблокирован!» — возмущается заместитель генерального директора фирмы Константин Опалев.
Арбитражный суд Москвы, где проходило первое заседение, действия банка назвал законными и требования истца не удовлетворил.
«Посредством мониторинга операций за два календарных года, предшествующих дате блокировке расходных операций, выявлено значительное увеличение доли наличных денежных средств, снимаемых клиентом со своего счета, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета», — говорится в решении суда.
«Мы работаем по лицензии, у нас есть своя производственная площадка и оборудование. Деятельность ведем с 2011 года. В нашем бизнесе без налички нельзя. После блокировки счета положение фирмы стало катастрофическим. Пришлось брать заемные средства. А еще нам не дают пользоваться системой «Банк — клиент» и в то же время снимают плату за пользование этой услугой», — комментирует Константин Опалев.
Руководство фирмы вновь обратилось в суд. 22 августа девятый арбитражный апелляционный суд принял решение в пользу череповчан.
«Куда мы только не обращались: в Центробанк, прокуратуру, правоохранительные органы… В банке ВТБ 24 на наш запрос дали только один ответ: «Представьте документацию на операции». А какие именно операции, за какой период — этого не объяснили. По закону все запросы кредитной организации должны быть аргументированы. Банк только в суде назвал сделки, которые считает подозрительными. Считаю, это судебное решение показывает банкам, как они должны работать с клиентами», — прокомментировал юрист бюро «Гурняк и партнеры» Олег Иванов.
На запрос cherinfo пресс-служба банка ВТБ (объединенные ВТБ, ВТБ 24) ответила следующим образом:
«ВТБ действует строго в рамках законодательства. Это касается и операций, которые банк расценивает как имеющие признаки подозрительных и подпадающих под действие законодательства по противодействию отмыванию доходов/финансированию терроризма. Банк имеет право приостановить предоставление услуги по дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО) в случае обнаружения подобных клиентских операций. В таких ситуациях в адрес клиента направляется соответствующий запрос. В случае предоставления в банк подтверждающих документов и разъяснений, операции по счету с использованием ДБО возобновляются. Проверку и восстановление ДБО банк проводит максимально оперативно, чтобы не затрагивались интересы добросовестных клиентов».
По статистике, с блокировкой банковских счетов чаще сталкиваются небольшие компании с оборотом не более 400 миллионов рублей в год. Это оптовые торговые компании, строительные фирмы, организации по устройству праздников, туристические агентства. За 2017 год российские банки заблокировали порядка 700 тысяч счетов клиентов, пишет РБК со ссылкой на данные общественной организации «Деловая Россия». По мнению экспертов и участников рынка, в 2018 году масштабы блокировок не снизятся.