Граждане СССР обрели Россию
Почти 100 жителям Вологодской области облегчили получение гражданства.
Первым трем жителям Череповца, получившим гражданство по новой, упрощенной, схеме, вручили российские паспорта. Как страшный сон вспоминаются теперь мытарства: нелегальная работа, полностью платная медицина, ночевка на улице в февральский мороз.
На данный момент на Вологодчине выявлены 83 человека, имеющих право на «упрощенное» гражданство. У 49 из них уже приняты заявления, а 10 стали обладателями российских паспортов.
— Мне очень приятно, что мы можем помочь конкретному человеку, — сказал на церемонии вручения Сергей Жестянников, заместитель начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области. — Теперь вы на сто процентов становитесь гражданами РФ, все дороги открыты.
Наталья Михайлова в 1999 году с тремя детьми приехала в наш город из Оренбургской области. Приехала к матери, но по ряду причин прописаться здесь не удалось. И первая паспортная реформа (2002 год) застала семью в Череповце — без череповецкой прописки; у Натальи Борисовны был только паспорт СССР.
— Мне пришлось одной поднимать троих детей, — рассказывать женщина, — без пособий, без какой-либо помощи; снимать жилье, постоянно искать работу — а без паспорта можно устроиться только на самые низкооплачиваемые места.
Документы на получение российских паспортов семья начала готовить сразу же, как было объявлено о реформе в 2002 году.
— Пришлось и побегать, и поездить, — усмехается Наталья Михайлова. — Семь раз я ездила в Москву в консульство Казахстана (паспорт СССР мне выдавался на территории этой страны) за справкой. В седьмой раз — с ночевкой: в феврале, примерно в такую же холодную погоду, как сейчас, я ночевала на улице у консульства, чтобы выстоять очередь.
Без российских документов дети могли учиться только в школе, дальнейшее образование было закрыто. Сейчас все трое — совершеннолетние; младший, 21-летний Сергей, получил паспорт в один день с матерью. С этим документом у молодого человека, сейчас работающего строителем, связаны особые планы.
— Свадьба, — улыбается Сергей. — Невесту зовут Катя, мы знакомы пять лет, а пожениться хотим уже больше года.
Теперь на пути к будущему семейному счастью больше не стоят бюрократические преграды.
Отец Татьяны Лебедевой — военнослужащий. В начале 1990-х его перевели в Таджикистан, а вскоре после того, как семья туда переехала, распался Советский Союз. Отец уехал на войну в Чечню, семья осталась.
— Гражданство Таджикистана мы получать не хотели, — говорит Татьяна Анатольевна, — а российское нам там не давали. Мы приехали в Россию в 1995-м. Мытарств было много, и руки порой опускались. Но благодаря сотрудникам миграционной службы все получилось.
У Татьяны Анатольевны два сына, старшему 18 лет, а младшему нет еще и двух. На первого ребенка, естественно, не было никаких пособий (да и на второго до последнего времени тоже: дети Татьяны Анатольевны получили документы на несколько месяцев раньше, чем она сама).
— Я бухгалтер-экономист, но без паспорта не могла пойти работать по профессии, — продолжает Татьяна Лебедева. — Естественно, подрабатывала там, где была возможность. Получалось, что нелегально работала, у меня был только старый паспорт СССР. Все медицинские услуги и для меня, и для детей были платными...
Отодвинув неприятные воспоминания, женщина делится планами на будущее:
— Сейчас хочу устроиться по бухгалтерской специальности, на которую и училась.
Елена Бжания
Газета «Речь», 25 марта 2013 г.