Кто виноват в аварии под Судой
В районном суде выясняются подробности гибели четырех человек в октябре 2012 года.
22-летнюю девушку, получившую права всего год назад, обвиняют в том, что ее неосторожный маневр на трассе привел к смерти молодой семьи и мужчины. Катастрофа случилась 21 октября прошлого года на автодороге Вологда — Новая Ладога недалеко от поселка Суда.
В тот день студентка Анна Виноградова возвращалась из Хохлова в Череповец на своем ВАЗ-2110. Впереди нее ехал автомобиль «Шкода-Октавия», за рулем которого сидел
По встречной полосе на скорости не выше 70 км/ч двигалась колонна машин, водители которых не обгоняли друг друга долгое время: грузовик «Мерседес-Бенц», фургон «Фольксваген-Транспортер», следом «Шевроле-Нива» и еще несколько автомобилей. В какой-то момент водитель ВАЗа на затяжном повороте решила начать обгон. Как рассказала девушка следователю, она подумала, что расстояния хватит, но его не хватило. К тому же, как объяснила Виноградова (и это нашло подтверждение в результатах экспертизы), «Шкода» стала... увеличивать скорость, мешая обгону. Как результат, «десятка» не успела, задела «Шкоду», а затем врезалась в грузовик, после чего улетела с дороги.
«Шкоду» развернуло и бортом вынесло на встречную полосу. Водитель «Фольксвагена» успел увернуться вправо, отделавшись касательным ударом. Водитель «Нивы» сделать этого не успел. На месте погибли все, кто сидел в «Шкоде», а также
В ходе первого же судебного заседания Анна Виноградова, которой теперь грозит до семи лет тюрьмы за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее смерть двух и более лиц, признала свою вину. Водитель полностью раскаялась. По словам ее адвоката Юлии Ковалевой, защита тем не менее не стала ходатайствовать об особом порядке рассмотрения дела, чтобы в ходе судебного следствия прояснить множество неувязок.
В частности, судебный технический эксперт Евгений Костромин, который специально приехал из Вологды, подтвердил, что Анна Виноградова допустила роковую ошибку. По словам специалиста, на скорости 85 км/ч ей требовалось не менее 18 секунд на весь маневр обгона, но сближение с грузовиком наступило уже через 3 секунды.
— Как должна была действовать Виноградова, если водитель «Шкоды» мешал закончить обгон? — поинтересовалась адвокат.
— Паренек этот на «Шкоде» мог притормозить и дать проехать, — отвечает эксперт. — Или она могла притормозить и пропустить его. Но ошибка была совершена еще раньше — когда девушка начала обгон.
Ключевым стал вопрос о том, как «Шкода» вообще оказалась на встречной полосе и врезалась в две машины.
— По всем законам физики «Шкода» должна была двигаться к своей обочине, — констатировал Евгений Костромин. — От удара с «десяткой» она получила импульс на отклонение вправо, «десятка» — влево. Возможны два варианта. Водитель начал тормозить, и правые колеса были уже на обочине. Разность коэффициентов сцепления развернула автомобиль. Второе — водитель мог сам вывернуть руль, стремясь вернуться на дорогу; машину занесло.
Водитель «Шевроле-Нивы» Виктор Берсенев, заметно волнуясь, был вынужден отвечать на неприятные вопросы. В ходе предварительного следствия он показал, что расстояние от его машины до фургона впереди было 55 метров. Эксперт постановил, что Берсенев имел возможность избежать столкновения с вылетевшей из-за фургона легковушкой. После этого автовладелец изменил показания и заявил, что расстояние составляло около 31 метра. Изменились и результаты экспертизы: при таком раскладе избежать аварии у водителя «Шевроле-Нивы» уже не было возможности.
— У меня была частичная потеря памяти, я только в декабре стал пить таблетки и все вспоминать, — объяснил Виктор Берсенев. — Съездил на место, положил цветы, все вспомнил и поехал к следователю.
— На листе дела № 17 есть фото, на котором видно, что если бы вы проехали по прямой траектории, то места всем было бы достаточно. Зачем вы стали выворачивать руль вправо — туда, куда пошла «Шкода»? — терзали свидетеля.
— Это инстинкт самосохранения! Я не мог сообразить, расстояние было слишком малым! Я принял вправо, начал уходить! Было слишком маленькое расстояние, понимаете...
15 марта в суд вызовут оставшихся свидетелей, после чего будет вынесен приговор.
Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 27 февраля 2013 г.