Муниципальные предприятия отработали в 2010 году с прибылью



10 из 14 муниципальных предприятий показали положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности по итогам прошлого года. С какими трудностями столкнулись сработавшие в убыток? Об этом шла речь на последнем заседании городской Думы. Отчет депутатам представил первый заместитель мэра Андрей Травников.

Во-первых, напомним, что целью муниципальных унитарных предприятий — а в их числе «Теплоэнергия», «Водоканал», «Спецавтотранс», «Электросвет» и прочие — не является максимальная прибыль, на что заточен частный бизнес. Эти предприятия действуют как социально значимые и крайне необходимые горожанам, чтобы обеспечить сравнительно недорогую и качественную услугу.

Во-вторых, по тем же причинам предприятиям закладывают пусть и небольшую, но прибыль. Надо развиваться: делать капитальные ремонты, реконструкции, закупать оборудование. Где деньги взять? Не все ж на бюджетных дотациях сидеть. Отсюда и цифры: при плановой выручке в 5 млрд 491 млн руб. фактическая составила 5 млрд 652 млн руб. Цифры внушительные — весь городской бюджет составляет примерно 6,5 млрд. Но после того как выручка «очищается» от налогов, после расчетов дебиторской и кредиторской задолженности остается всего ничего.

— Размер чистой прибыли прибыльных предприятий по итогам 2010 года составил 86,8 млн руб., в том числе 46,7 млн — предприятий жилищно-коммунальной сферы, — говорит Андрей Травников.

Кто же дал отрицательный результат? В частности, «Спецавтотранс» (САТ). Причины — снижение объемов производства и снежная зима. САТ намеревался покрыть убытки за счет продажи земельного участка под АЗС — не случилось. Предприятие оставили на контроле городской комиссии, а руководство САТ «взяло обязательство закончить 2011 год без убытков».

МУП «Автоколонна № 1456» — хорошее предприятие, но тоже показало убытки; не столько само, сколько его «дочки». С 1 января 2011 года изменилось налоговое законодательство — сохранять дочерние предприятия на упрощенной системе налогообложения стало нецелесообразно. Пришлось проводить реорганизацию — возвращать «дочек» в лоно основного предприятия. Прибыль автоколонна заработала, но сама, без «дочек».

В числе проблемных было названо МУП «Промжилпроект».

— Предприятие не удается загрузить объемами уже более двух лет, — говорит Травников. — Плановые показатели по объемам производства и выручки не выполнены. В этом году предприятие до середины года было на контроле у комиссии, тенденций к улучшению мы, к сожалению, не увидели, поэтому принято решение о его реорганизации. Основные функции и основной состав коллектива переведены в УКСиР. Предприятие готовится к ликвидации.

Убытки принесла и «Жемчужина Мологи». Связаны они со значительным превышением затрат по содержанию котельной, расходов на ГСМ, мазут, топливо. Принято решение выйти на областное правительство с инициативой изыскать средства на реконструкцию котельной. Нужно повышать ее эффективность и выходить на требуемый уровень дотаций из бюджета.

Как итог: наибольшую чистую прибыль принесли автоколонна № 1456 (без «дочек»), «Электросеть», «Фармация». Заработанные деньги пойдут в основном на капитальные вложения. 33 % заложены в резерв на те же цели.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 26 сентября 2011 г.