Совместный рейд спецслужб по нелегальным автоизвозчикам прошел в Череповце
Привокзальная площадь. Около сотни легковушек явно в ожидании клиентов. У большинства из экипировки «такси» — только длинные антенны от радиостанций да желтые флажки с номерами. Пока за это не штрафуют. Некоторые, завидев видеокамеры, спешно снимают световые короба с шашечками с крыши авто: видимо, уже знают, что за незаконное использование опознавательных знаков «такси» грозит штраф 5 тысяч рублей.
Для начала подходим к законопослушным таксистам, их машины известны наперечет. Инспектор ГИБДД Сергей Синицин проверяет документы у первого же водителя исключительно для журналистов — так сказать, в качестве эталона:
«У водителя такси должны быть, естественно, права, документы на машину — страховка, талон техосмотра. Кстати, — обращает внимание лейтенант полиции, — легковые авто, специализирующиеся на пассажироперевозках, подлежат техосмотру раз в полгода. Вот здесь, например, техосмотр пройден в июне, значит, очередной должен быть уже в декабре».
Также обязательно для правильного таксиста наличие путевого листа, заверенного механиком и фельдшером (медосмотр, кстати, ежедневный), лицензия на предпринимательскую деятельность, разрешение на перевозку пассажиров и багажа.
«Всё у данного водителя есть,— подытоживает проверку инспектор и, обращаясь к водителю, — спасибо. Счастливого пути».
А вот и первый нарушитель. Профессиональные таксисты пренебрежительно называют таких «бомбилами». Приехал с пассажиркой на автовокзал. Сотруднику ГАИ объясняет, что знакомую подвез. «Знакомая» говорит, что вызвала машину по телефону, по приезду расплатилась.
«Недорого обошлось, — говорит Елена, пассажирка, — со ста рублей даже сдачу дал. Зачем мне документы его спрашивать? Я же просто пассажир».
А вот если бы спросила Елена документы, поняла бы, что ехать на такой машине не следовало: талон техосмотра как для частной машины, путевой лист отсутствует, медосмотр, соответственно, не пройден. Разрешений тоже ни одного.
Для справки: За отсутствие у водителей разрешения на перевозку пассажиров — две с половиной тысячи. За отсутствие свидетельства о предпринимательской деятельности — плюс 500 рублей. За отсутствие таксометра — или, попросту, счетчика — ещё 500. Общая сумма штрафа для частных извозчиков может составить до 10 тысяч рублей.
«Бомбилы» уверены, что если не они, то цены на такси, однозначно, запредельно вырастут. Профессионалы отвечают, машин для перевозок будет, действительно, меньше, цены вырастут, но максимум в полтора раза. А главное, пассажирам спокойнее — водитель будет гарантированно трезвый, здоровый и квалифицированный. Машина в полном порядке. И качество обслуживания — на порядок выше.
«Законопослушный водитель такси реально может зарабатывать до полумиллиона рублей в год, — говорит профессиональный таксист Алексей Дмитриев. — Ну, за вычетом налогов (всего 20 тысяч за год), затрат на ГСМ и абонентскую плату, 300 тысяч рублей в год — легко!»
При этом не надо пахать круглые сутки, уточняет Алексей, да и никто не позволит — путевой лист выдается на 12 часов. На сегодня ситуация с частным извозом в Череповце такова: на всю область официально выдано около 900 разрешений на перевозку пассажиров. А вот по неофициальным подсчетам, только в городе на Шексне извозом заняты 4 тысячи машин.
«Пытающиеся заработать частным извозом граждане не только уклоняются от уплаты налогов, — уверен главный специалист отдела транспорта мэрии Олег Овсянников. — «Бомбилы» реально подвергают жизнь пассажиров опасности: водители нелегальных такси не проходят обязательный предрейсовый медосмотр. Техническое состояние их машин тоже, как правило, оставляет желать лучшего. В результате, поездка на таком авто далеко не безопасна».
Подобные совместные рейды — ГИБДД, УВД, налоговая инспекция и отдел транспорта мэрии — отныне станут еженедельными.