В магазинах Вологодской области дорожает рыба
Среди рыбной продукции наибольший темп роста зафиксирован на соленые и копченые деликатесы.
Так, с ноября прошлого года средние потребительские цены на эти продукты в целом по стране выросли на 7,5%, составив 878,9 рубля за килограмм. По данным «Российской газеты», в среднем на 4,5% подорожала мороженая рыба, на 3,3% поднялись цены на консервы и на 2,5% на соленую сельдь.
Скачок цен на рыбу и ее производные ощутили и череповчане. Как рассказала корреспонденту cherinfo.ru Наталья Штадлер, директор крупного универсама, расположенного на проспекте Победы, перед новогодними праздниками цены на красную рыбу поднялись практически на 5%.
«Цены начали расти еще с осени. Особенно большой дефицит ощущался в канун праздников. Из-за каких-то проблем Норвегия сократила поставки своей рыбной продукции. Сейчас у нас не хватает рыбы, в частности красной, цены стали расти не по дням, а по часам. Еще сказывается то, что практически три недели не работали склады в Москве, на чем, конечно же, нажились посредники, взвинтив цены до небывалой высоты. С местными промысловиками наша торговая сеть работает мало, потому что бывали случаи, что по каким-то причинам не выполняли наши заказы, да и с документами на продукцию у них часто проблемы. А мы берем только проверенный товар»,— рассказала Наталья Штадлер.
А вот Алексей Важенин, директор «Северо-Западной торговой компании», иного мнения:
«Никакого особенного повышения цен по розничным точкам нет, — считает он. — Повышение расценок на 4—5% — это совершенно несущественный скачок. Есть некий дефицит красной рыбы, связанный с экспортом. Но в остальном ситуация по ценам вполне закономерная».
Как рассказал cherinfo.ru председатель НП «Союз рыбопромысловиков Вологодской области» Виктор Ерофеев, на Вологодчине закупочные цены на рыбу не менялись уже около трех лет. Только в канун новогодних праздников на десять рублей подорожал судак. Однако коммерсанты Череповца и Вологды не жалуют судака местного лова из Белозерска. Предпочитают привозить из Дагестана, Астрахани, Казахстана, где он стоит почти на 20 рублей дешевле. По мнению Виктора Ерофеева, дефицит рыбы на местном рынке связан, во-первых, с неожиданной оттепелью и невозможностью подледного лова, а во-вторых, с тем, что промысловики Вологодчины в этом сезоне серьезно пострадали от браконьеров, которые наглеют с каждым годом.
«Они высматривают промысловые сети, режут снасти, вынимают рыбу и начинают собственный лов. У инспекции нет возможности за всеми уследить, не хватает сил на охрану. А у промысловиков нет на это полномочий, — возмущается Виктор Ерофеев. — На Кубенском озере не рыбачили почти месяц, потому что все выставленные снасти оказывались изрезанными. По той же причине на Белом озере вынуждены приостанавливать лов с вечера пятницы и на все выходные. Ведь так снастей не напасешься».
Однако в целом рыба продолжает оставаться самым доступным белковым продуктом. Спрос на рыбу в России постоянно растет. Средний россиянин потребляет порядка 22 килограммов рыбы в год, а самой популярной остается сельдь. Мы ее съедаем больше всех в мире. Объем отечественного рынка оценивается в 500—550 тысяч тонн. Правда, в прошлом году он сократился до 400 тысяч. На 33% уменьшилась российская квота на атлантическую сельдь, уменьшились импортные поставки, выросли цены.
И несмотря на то, что на Дальнем Востоке добыча сельди значительно выросла, и сейчас холодильники Владивостока просто забиты ею, большая часть улова уходит на экспорт. Только за прошлый год эта цифра выросла на 60%. Дело в том, что зарубежные посредники предлагают промысловикам более выгодные условия. Мы вывозим свой улов за границу, а россияне отдают предпочтение зарубежным брендам. Об этом заявил в интервью «Российской газете» руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний.
«Мне кажется, что рыба нуждается в ребрендинге. Потребитель, падкий на экзотику и заграничное, с большим удовольствием покупал бы ту же рыбу, но под другим названием. Скажем, поллак — от английского названия этой рыбы. Взгляните, с каким задором берут у нас тюрбо, что, по сути, камбала, дорадо — карась, сибас — окунь, пангасиус — канавный сом. Сейчас на рынке происходит соревнование брендов. Рыбу-то, в сущности говоря, никто не знает», — считает Андрей Крайний.