Железнодорожникам урезали аппетиты



Правительство области установило тариф для электричек.

С 1 декабря в Вологодской области установлен экономически обоснованный уровень тарифа на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения — 20 рублей за зону. Компания-перевозчик настаивала на тарифе минимум в два раза выше.

Прежний тариф составлял 14 рублей за зону, и он до мая 2012 года полностью устраивал компанию-перевозчика ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (ОАО «СППК»). Но весной железнодорожники неожиданно для властей и вологжан сообщили, что тариф за зону должен быть минимум 38 рублей. И с этого момента начались затяжные и жесткие переговоры между руководством области и перевозчиком. Вдобавок область отказалась компенсировать выпадающие доходы железнодорожников по нерентабельным маршрутам из-за госрегулирования данных цен. В ответ ОАО «СППК» отменило более 10 рейсов электричек по всей области. В Череповце это решение больнее всего ударило по дачникам, чьи участки расположены в направлении Бабаева и Вологды, и доехать на автомобиле до них невозможно.

Пресс-служба правительства области в своем пресс-релизе приподняла завесу над переговорами о новом тарифе. Так, по расчетам ОАО «СППК», по России средний экономически обоснованный уровень тарифа за 2011 год составил 40,43 рубля за 1 зону (10 км). Для Вологодской области — 38,42 рубля. Однако, по оценке специалистов, материалы, предъявленные перевозчиком на рассмотрение органа по регулированию тарифов, не давали полного экономического обоснования указанного тарифа. В связи с чем специалистами департамента финансов области были учтены экономически обоснованные объемы работ и расходы компании-перевозчика. При этом отмечается, что при стабильных объемах перевозок, заявленных ОАО «СППК», пассажиропоток неуклонно падал (с 2008 по 2011 год — на 38 %). А значит, налицо неэффективность использования подвижного состава и рост значения расчетного тарифа.

Что же значат для рядовых пассажиров все эти цифры? Во-первых, вырастет стоимость проезда. Но при новом тарифе цена проезда на автобусе и электричке будет примерно равна. Так, предельный тариф на перевозку пассажиров автобусами в пригородном сообщении составляет 2 рубля за каждый километр пути. А значит, приводит пример пресс-служба, проезд от Вологды до Харовска на автобусе обойдется в 202 рубля, на пригородном поезде — в 200 рублей. Во-вторых, тариф на проезд в пригородных поездах не менялся в течение двух лет, и его повышение позволит покрыть затраты компании на осуществление перевозок. И до конца года экономически обоснованных причин для новой отмены электричек не будет.

Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 15 ноября 2012 г.