Сушите весла



Череповецкий парк речных судов активно пополняют мощные и удобные в эксплуатации моторные лодки нового поколения. Еженедельно в Череповце становится на 20 — 30 маломерных судов больше. Их общее количество уже достигло семи тысяч. По словам специалистов, в городе наблюдается настоящий лодочный бум: у людей возвращается интерес к плаванию на маломерных судах, о котором многие позабыли в 1990­е годы. Но сегодня череповчане покупают лодки уже не для того, чтобы добраться от города до дачи, а все больше для развлечений с оттенком «экстрима»: рыбалки, охоты и просто водных прогулок с ветерком.

 


Как говорят инспектора по маломерным судам, в ведении которых находится в том числе и регистрация лодок и катеров, названная цифра в 7 тыс. судов — далеко не предел. Так, в 2006 году в Череповце было зарегистрировано 5 тыс. маломерных судов, через год — уже 6 тыс. В этом году прибавка составила еще 1 тыс. единиц, и есть все основания полагать, что спустя год количество судов на череповецких реках увеличится настолько же. При этом в общем парке судов примерно 70 % составляют относительно новые плавсредства, остальное — старые суда с приличным сроком службы.


— Новых судов становится больше, — рассказывает руководитель череповецкого отдела государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Надежда Багулина. — При этом растет не только количество лодок, но и меняется их предназначение. Если раньше люди покупали их как транспортное средство, чтобы перевезти грузы или пассажиров в какой­-то населенный пункт, то теперь лодка — это отдых и туризм. Меняется материал лодок: сегодня покупают те суда, которые легки в транспортировке, с корпусом, например, из ПВХ. Растет мощность лодочных моторов. Раньше не было моторов мощнее 30 л. с.: Россия таких вообще не выпускала, а импорта не было. Теперь мы говорим о мощностях в 60 — 80 л. с., а в отдельных случаях и более 100 л. с.

 


Наибольшим спросом, как показывает опыт, пользуются суда в ценовом сегменте от 20 до 50 тыс. рублей: это в основном надувные лодки из материалов, которые позволяют легко перевозить судно в машине и хранить его зимой, например, в гараже. Рынок более дорогих судов, стоимостью от 100 тыс. рублей (речь идет в основном о катерах и яхтах), практически не развит: в общей сложности в городе насчитывается 17 парусно­-моторных судов (официальное название яхт) и, по разным данным, порядка 20 больших катеров (точной статистики нет). Как говорят продавцы судов, в основном катера и яхты принадлежат состоятельным «фанатам» судов именно таких типов.

 

В последнее время права судоводителей начали активно получать женщины, что также говорит о приближении маломерных судов к потребителю.

 

— Для женщин нет никаких поблажек, сдают экзамены в общем порядке, — уверяет Надежда Багулина.


Сезон продаж водной техники сейчас практически завершен, и предприниматели, занимающиеся этим делом, подводят первые итоги.

 

— Ежегодно мы продаем примерно по 100 моторных лодок, и этот год не исключение, — рассказывает владелец магазина «Рояль­Марин» Александр Соловьев. — Сейчас очень много берут в кредит. Как правило, покупают сразу лодку и мотор к ней, потому что при такой схеме есть скидка. Продается много разных судов, но больше всего спрос на лодки из ПВХ, они относительно дешевые (20 — 50 тыс. рублей) и удобные. С ними на Рыбинское водохранилище без проблем можно ездить: кинул в машину, приехал, надул и поплыл. Правда, нужно еще докупить разные вещи, которые ГИМС требует: спасательные жилеты, черпаки и так далее. Как правило, это все вместе приобретают. Также неплохо покупают обычные гребные лодки из пластика, но на них спрос поменьше. Гидроциклы очень редко покупают. Это уже для фанатов в основном: некоторые по четыре гидроцикла у себя держат.

 

Как отмечают бизнесмены, наиболее популярная лодка — с корпусом из пластикового материала, оснащаемая мотором мощностью 15 — 30 л. с. и способная развивать скорость в 45 км/ч.

 

— Лет семь­-восемь назад, когда еще не было речи ни о каких правах на маломерные суда, мы начинали с лодочных моторов, — вспоминает директор магазина «Оружие» Юрий Мойсейчик, который, наверное, первым в городе стал серьезно торговать водной техникой. — Мы стали дилером американской фирмы «Меркурий», и дело пошло. После экспериментов с продажей катеров примерно три года назад мы полностью переключились на маломерные суда. Сейчас торгуем, например, лодками из термопласта, это очень прочные лодки ценой до 80 тыс. рублей. Корпус некоторых из них выдерживает колющий удар ножом, мы это клиентам показываем, если не верят. Лодка легко складывается и перевозится. Благодаря делению на сектора у нее отличная «живучесть». В хорошие месяцы уходит по 20 — 30 таких лодок. Есть еще такое популярное судно, как «Ниссан Марин»: его делали для мутных вод Южной Америки, а у нас их берут те, кому нужно ездить по нашим мутным водоемам. Средняя цена — 30 тыс. рублей с мотором мощностью 10 — 18 л. с.

 

Среди покупателей таких судов самую активную группу составляют владельцы дач, расположенных вдоль небольших рек типа Мологи, Суды или Петуха. Профессиональные рыбаки, которые предпочитают проводить значительное время на том же Рыбинском водохранилище, выбирают более консервативные лодки с алюминиевым корпусом. «Это просто привычка», — утверждают владельцы лодочных магазинов.

 

— Вот эта лодка называется «картоп», от английских слов «кар» — «машина» и «топ» — «верх», — работник лодочной верфи «Афалина» перекрикивает визг режущего инструмента. — Такие лодки перевозят на верху машины. Они весят 30 — 40 килограммов, развивают скорость до 30 км/ч на моторе мощностью 5 л. с. Один картоп мы можем сделать за три дня, и он будет стоить от 7 до 15 тыс. рублей. Практически все лодки мы делаем по своим проектам. У шефа красный диплом кораблестроителя, он сам занимается разработкой корпусов и дизайна своих лодок.

 

Лодочная верфь «Афалина» производит лодки из водостойкой фанеры уже больше десятка лет.

 

— Такие лодки всегда популярны, это как товар повседневного спроса. Ну, как хлеб, — улыбается владелец верфи Александр Яковлев. — Фанерные лодки при нормальном обслуживании ходят по 10 лет без всяких проблем. При этом стоят дешевле тех же лодок из ПВХ: у нас, например, самая дешевая фанерная лодка обойдется вам в 8 — 9 тыс. рублей. Такие лодки вроде бы защищают нас от конкуренции с теми, кто торгует лодками других типов, но в то же время они не имеют перспективы для производства в больших объемах, так как их невыгодно возить в другие регионы.

 

В прибыльные месяцы «Афалина» продает по 20 своих лодок. Также верфь производит стеклопластиковые лодки и небольшие скоростные катера длиной до шести метров, но затраты на производство качественных катеров очень высоки, и спрос на них пока не слишком велик.

 

— Рентабельность низкая, но я ничем другим просто заниматься не хочу, — признается Александр Яковлев.

 

Как производители, так и продавцы лодок неоднократно пытались наладить работу с судами, которые уже сложно сравнивать с обычными лодками: речь идет о катерах и яхтах с мощными двигателями, позволяющими разгоняться до 90 км/ч, и комфортабельными каютами. Все эксперименты на этой почве провалились.


— Мы пытались торговать импортными б/у катерами с возрастом примерно от пяти лет, — рассказывает Юрий Мойсейчик. — Цена была в районе 250 — 300 тыс. рублей. Потом появились отечественные катера фирмы «Пласт» и катера серии «Стрела». Это были первые отечественные катера в Череповце. Но это все опять же б/у, нового ничего не было. Через некоторое время мы вообще от катеров отказались: на подержанных судах начали появляться проблемы с двигателями. Возникли вопросы с обслуживанием. Стало понятно, что, покупая б/у катер, мы берем кота в мешке, от которого одни проблемы. Сам рынок этой техники очень мал. Нет инфраструктуры, катер элементарно негде поставить. В Череповце стоят, наверное, 10 катеров, еще некоторые по дачам раскиданы. Их немного.

 

Не менее остро стоит и вопрос заправки катеров. В Череповце сегодня нет специальных заправок на воде, и владельцы немногочисленных катеров вливают топливо в свои суда прямо из канистр. Экологический аспект такого процесса внушает опасения, но иного выхода нет.

 

— Проблема нарастает, — утверждает Александр Соловьев. — Своих катеров у нас на самом деле мало, но постоянно швартуются катера из Москвы и Петербурга. Воды набрать или опять же заправиться. Мы сейчас сделали стоянку для катеров, в 7 тыс. рублей в месяц она обходится. Там электричество, охрана, жить можно. Все владельцы катеров между собой знакомы. Катер — это на самом деле дорого, одно содержание чего стоит… Топливо, например бензин «АИ­92», он расходует в среднем 20 — 30 литров в час на скорости 60 км/ч. Ну и сам катер тоже не дешевый, самый дорогой, который мы продали, стоил 4,5 млн. рублей. За три года работы продали всего четыре катера.

 

— Нам в свое время человек заказал яхту длиной 13,5 метра, мы даже стену под нее специально разломали, — вспоминает Александр Яковлев. — Но слава богу, что он от нее отказался, а то финансовые последствия могли быть для нас очень печальными. Опасность вип-­заказов велика, вплоть до разорения. Я думаю, что все­-таки лучше ориентироваться на массовый продукт.

 

Об ориентации на массовый продукт говорит и статистика: количество яхт и современных катеров в Череповце в по­следние годы практически не меняется. Увидеть поражающие своей красотой и мощью суда можно довольно редко.

 

Андрей Ненастьев

Газета «Речь» №162 (22325) 01.08.2008