Череповец отстает в инновационном развитии



Есть ли шанс исправить положение?

Начало развитию инновационного сектора в Череповце могут положить два или три крупных проекта по внедрению современных технологий в различные сферы жизни горожан. Такое мнение высказали участники «круглого стола», посвященного проблемам инноваций, который прошел в рамках проекта «Форсайт Череповца». Прозвучали и конкретные предложения: например, запустить успешно реализованный в столичных городах проект создания социальной карты горожанина. Вслед за этим, по мнению экспертов, последуют инновационные изменения в транспортном секторе, ЖКХ, здравоохранении, структурах соцзащиты и так далее.

Все участники «круглого стола» дали негативные оценки состоянию череповецкого рынка инноваций. Начальник стратегического управления мэрии Дмитрий ЛЕНЬКОВ в начале обсуждения объявил, что «механизм поддержки и развития инноваций очень слаб». Ряд представителей бизнеса в ходе дискуссий высказали мнение, что такого механизма нет вообще, а о реализованных в Череповце инновациях за исключением единичных примеров речи не идет. Это же подтвердили статистические данные, озвученные организаторами мероприятия. Проведенный среди череповецких предпринимателей опрос показал, что почти 90 % фирм внедряют у себя инновации. Однако в подавляющем большинстве случаев эти инновации являются таковыми только для самой фирмы, но не для рынка в целом. В структуре общих затрат бизнеса затраты на внедрение инноваций составляют не более 5 % — это очень низкий показатель.

— Сегодня в Череповце мы имеем дефицит идей, — считает директор ИМИТ СПбГПУ профессор Леонид Малыгин. — Нам нужно найти совсем небольшое количество новых идей и начать их внедрять. Может быть, это будут всего одна-две крупные идеи. Чтобы их реализовать, нам нужны центры инновационного развития. Я бы не стал трогать крупный и средний бизнес, заняться нужно малыми фирмами. Нам нужно понимать, что инновации — это новшество плюс его коммерциализация. При этом коммерциализация играет ключевую роль. Также мы должны сосредоточиться на том, как привлечь под такие проекты крупные федеральные средства.

Зав. отделом инновационной экономики вологодского Института социально-экономического развития территорий РАН Константин ЗАДУМКИН высказал мнение, что способы привлечь такие средства уже существуют и работают, но бизнес о них просто не знает.

— В стране действуют примерно 50 различных целевых федеральных программ, но кто из череповецких предпринимателей в них участвует? — задал вопрос руководитель. — Это единичные случаи. Также есть госкорпорации, различные фонды, которые выдают средства под те или иные цели.

Гендиректор ОАО «Облпромавтоматика» и группы управляющих компаний «Городок» (Череповец) Леонид ХИНСКИЙ поспорил:

— Кто-нибудь из наших предпринимателей пытался работать, например, с «Газпромом»? Вряд ли, потому что у нас нет там никаких шансов. Ведь если в госкорпорации такого масштаба вы не принесете откат в размере 20 — 30 % от суммы контракта, то вам ни в одном конкурсе не победить. Есть возможности инновационного развития внутри города, но город должен определить политику, кого и как поддерживать. Если вы приходите в свою управляющую компанию, а там даже компьютеров нет и они расчеты проводят на листках бумаги, то что туда внедрять? Там нужно всю систему перестраивать. Но как это сделать, если в городе рядом чиновников проводится политика, чтобы все осталось как было?

Дмитрий Леньков обратил внимание на то, что в законе о госзакупках существует положение: не менее 10 % от всех закупок должны распределяться среди субъектов малого и среднего бизнеса. Без всяких откатов. Однако тут же получил отповедь.

— С нашей системой госзакупок инноваций быть не может, — констатировал директор компании «МедгазсервисСофт» Андрей ПЕТРОВ. — В основе этой системы лежит цена, а инновации всегда стоят дороже. Есть критерии качества, инновационного потенциала контракта, и эти критерии разрешены законом. Но у нас в торгах побеждает тот, кто предложил наименьшую цену.

Предприниматели высказали сомнения и в эффективности грантовой системы поддержки бизнеса. По их мнению, выделяемые государством 300 тыс. рублей (это максимальная сумма господдержки) при реализации серьезных проектов — капля в море. Есть претензии и к самой процедуре получения грантов.

— Было официально заявлено, что особое внимание при распределении грантов будет уделяться инновационным проектам, — рассказывает один из предпринимателей. — Мы на титульном листе нашей заявки на получение гранта так и написали: «инновационный проект». Но в телефонном разговоре заместитель Иогмана (начальник департамента экономики области — авт.) нам сказал, что мы неправильно понимаем, что такое инновации. «Купить и продать корову — тоже инновации!» — сказал чиновник и положил трубку.

Чтобы перевести разговор в более конструктивное русло, участникам дискуссии предложили набросать свои предложения насчет того, как нужно поддерживать инновационную активность. Идея Леонида Малыгина о выделении не более трех ключевых инновационных проектов получила одобрение. Андрей Петров в качестве одной из таких идей предложил создание социальной карты череповчанина — по подобию социальной карты москвича, которая давно известна в столице. Социальная карта представляет собой многофункциональную именную пластиковую карту, которая выдается гражданину — получателю социальной помощи. Она используется для получения лекарств, льгот в различных учреждениях и при проезде в транспорте. По мнению предпринимателя, этот проект помог бы связать разрозненные сейчас структуры и дал развитие инновационным системам в сфере транспорта, ЖКХ, банковском секторе и сфере медицинских услуг.

Также участники сошлись во мнении, что в Череповце необходимо создать банк инновационных идей и тех людей, которые с ними связаны. Самим инноваторам нужно обеспечить эффективную защиту их интеллектуальной собственности.

Андрей Ненастьев,

Газета "Речь", 23 ноября 2009 г.