Во что играют наши дети?



Виртуальная реальность оказывает реальное воздействие на формирование наших детей.

Выбор без выбора

В современной России (и в Украине и в других странах СНГ) досуг детей и подростков создан в типичной для либеральных фундаменталистов манере, если быть точнее – никак не организован. Все пущено на самотёк. Однако любой нормальный ребёнок и подросток развивается и познаёт мир различными способами, и ему свойственна активность – физическая, творческая, игровая, общественная.


В некоторых случаях, в ситуации отсутствия развивающих кружков, недоступности многих видов спорта и повсеместному насаждению потребительского образа жизни («Бери от жизни всё!»), у многих юных русских остается весьма убогий выбор досуга. Когда выбирать им приходится между посиделками с бутылкой пива, дискотекой, и монитором компьютера. В последние годы зачастую дети представителей среднего класса и просто более-менее обеспеченных семей делают выбор в пользу последнего.


При этом следует помнить, что компьютерные игры являются очень важным элементом пропаганды и оказывают определенное влияние на молодое поколение. Наряду с книгами и кино.

Учитывая широкую распространенность компьютеров и полное отсутствие внятной политики государства по отношению к юношеству, компьютерные игры еще долго останутся одним из многочисленных рычагов гуманитарного лидерства Запада. Когда западная точка зрения будет выступать как единственно возможная, даже если она замаскированная под поливариантную.

В то же время современные компьютерные игры обладают куда большей интерактивностью, чем ТВ и кино. И в западных ПК играх герои как положительные, так и отрицательные весьма колоритны. Поэтому в этой области русские производители должны доминировать. Иначе воздействие будет со стороны Запада.

Конечно, в том, что касается исторических игр, российские компании стараются быть на уровне. Та же компания Руссобит с игрой «Казаки», «Завоевание Америки: в поисках Эльдорадо», про Европу 17-18 веков и Америку колониального периода. А что касается образа будущего – таких русских игр нет. Разве что намечается выход игры «Мародер» по одноименному роману Беркема Аль Атоми. Но сами понимаете, какой образ будущего рисует Аль Атоми.

Разумеется, в данной статье не будет описания всех сотен, если не тысяч игр, но считаю нужным просмотреть тренды наиболее популярных (имеющих максимальные продажи), и как следствие наибольшее влияние.

Между прочим, зачастую под весьма безобидной игрушкой имеется весьма существенное второе дно.

Простой пример:

Игра

«C&C: Red Alert». По мотивам «Ледокола» Суворова – Резуна?

Справка: C&C (Command & Conquer) — серия компьютерных игр, разрабатывавшаяся компанией Westwood Studios (1984—2003), которая была поглощена корпорацией Electronic Arts в 1998. В общей сложности игры из серии Command & Conquer разошлись по всему миру в количестве 35 миллионов (!) лицензированных копий (всей серии, а не только Red Alert, его меньше). Сколько миллионов пиратских копий доподлинно неизвестно но, похоже, не меньше.

35 миллионов копий – согласитесь, не каждая газета и не каждый журнал имеет такую аудиторию.

По сюжету игры «C&C: Red Alert» (1996 г выпуска) в 1946 году Альберт Эйнштейн изобрел хроносферу (машину времени). Мировые умы тут же использовали ее для того, чтобы переместиться в прошлое и убить Гитлера, не дав ему начать Вторую мировую. Пока Альберт Эйнштейн заканчивает приготовления, его помощник прилаживает камеру перед первой в мире машиной времени. Эйнштейн садится в кресло, нажимает на кнопку и телепортируется в 1924 год, где молодой Гитлер с котомкой за плечами только что вышел из годового заключения в тюрьме Ландсберг. Пользуясь случаем, Эйнштейн убивает будущего фюрера и возвращается назад, надеясь таким образом предотвратить Вторую Мировую. Вместо этого случается вот что: в отсутствие Третьего Рейха его функцию берет на себя возмужавший СССР. Вторая Мировая все-таки начинается. Поэтому где-то в начале 50-ых годов Союз ударил по Европе с такой силой, которая и не снилась армии вермахта во время Второй Мировой. Так началась Великая Война, в которой людей погибнет гораздо больше, чем в нашей реальности.

Разумеется, Резун не имеет к данной игре ни малейшего отношения! Но, когда игрушка оправдывает нападение Гитлера на СССР, «для упреждения «плана Гром» то… чувствуются аналогии с рассказами об агрессивных планах Сталина и СССР по завоеванию Европы в версии «альтернативной истории» Резуна.

Сиквел Red Alert-2 же выдержан в духе vodka, balalaika, matreshka, kokoshnik в стиле американского юмора о русских. Сильно уступая первой части.

Так что просто использовать западные аналоги нежелательно. В особенности, когда речь идет об образе будущего.

Образ Будущего, взгляд с Запада

Каждая цивилизация стремится воздействовать на остальные в свою пользу. Одним из эффективных элементов гуманитарного лидерства является информационное воздействие.

Зачастую, когда Запад формирует у своих людей определенный образ будущего то, это оказывает влияние на и всех остальных.

Обратите внимание! В образах будущего по Западному сценарию постоянно присутствует разделение на уродливое отсталое большинство и небольшое количество людей, которые обычно борются с противниками. Если заглянете в произведения многих американских и других авторов, то увидите: подобную картину они рисуют, не сговариваясь друг с другом. Везде над миром лачуг и трущоб, нищих фермеров и просто сквоттеров возвышаются сверкающие башни поселений для избранных.

Многочисленные «враги добра» зачастую носят нечеловеческий облик. Зерги «Star Craft» тоже вполне вписываются в линию.

Зерги

Те же «Орки» из книг Толкиена, «баги» из «Звездной пехоты» Хайнлайна, они же «арахниды» в фильме Поля Верхувена.

Для качественного видео и более сильного воздействия создатели игр часто приглашают настоящих актеров из известных фильмов.

Сравните! Первое изображение из игры «C&C-3: Tiberium war», второе – из фильма «Звездный десант».

Актёр

Игра

Прогулка за нефтью
(«Act of War: Direct action»)

Графика - вот истинные честь, достоинство и совесть этой игры. Придвиньте камеру к земле, и вы увидите покосившийся забор вокруг здания сельсовета, цветы близ прудика с симпатичной водой, чьи-то джинсы на бельевой веревке, развевающийся бело-сине-красный флаг и гранитную плиту с суровым напоминанием: «В.И. Ленин - создатель и организатор Красной Армии». Все объекты щеголяют самозатенением - от громадной опоры ЛЭП до красных таксофонных будок в британской столице и полигональных ставен на окнах вологодской деревянной избы.

Сюжет Act of War, как и положено настоящему технотриллеру, являет новые глубины маразма. Русский нефтяной магнат, связанный со спецслужбами, угрожает взорвать планету, бряцая ядерным оружием. В мире случился большой энергетический кризис, нефть почти закончилась. И за ее остатки «для блага будущих поколений» берёт под международный контроль армия США. Ей противостоит российский Консорциум, в чьем распоряжении Т80, Ми-35, "Тунгуски" и БТРы.

В одной из миссий армия США по просьбе местного правительства вводит войска в Подмосковье со стороны Одинцово, Внуково. Ведут себя войска прилично. Во время поиска террористов сносят всего лишь полрайона. Вообще картина «абрамсов» М1, палящих по хрущевским пятиэтажкам, выглядит убедительно. В ответ террористы устраивают бойню в Лондоне.

Игра

Это не видео! Это обычный вид на поле боя в игре. Просто качественная графика.

Количество вставок на час игры бьет все рекорды. Они перебивают прохождение миссии даже чаще, чем реклама - показ свежего блокбастера на ОРТ, угрожая превратить игру в интерактивное приложение к роликам.

Игра

Игра

Террористы, точнее процесс их выкуривания, в Лондоне и Вашингтоне соответственно.

Варианты экологической катастрофы
(«C&C: Tiberium War»)

Сюжету в C&C: TW уделяется самое пристальное внимание. Во-первых, детально проработана новейшая история Земли.

В частности - история противостояния GDI и NOD. Весомая часть сюжета подаётся с помощью стильных комментируемых роликов, сложносочинённых брифингов и озвученных диалогов.

…С момента заражения Земли тибериумом прошло более полувека. В 1995 году данная субстанция свалилась на нашу планету, после чего началось активное и практически бесконтрольное распространение заразы. Тибериум оказался на редкость плотоядным минералом - он пожирал всё, с чем контактировал, рос, увеличивался в размерах, покрывая родную Землю уродливой радиоактивной язвой. К 2047 году процесс достиг пиковой стадии - большая часть пригодных для жизни земель оказалась во власти радиоактивного вещества. Около 30% всей суши стало полностью непригодной для существования человека, ещё 50% было поражено частично.

Вся поверхность планеты оказалась поделена на зоны. В красных тибериум окончательно вытеснил человечество - уровень загрязнения там был такой, что ничто живое не могло существовать. Выжженные дотла пустыни, свирепствующие ионные штормы и полное уничтожение животной и растительной жизни. В желтых зонах можно увидеть только разрушенные города, пустоши и небольшие залежи тибериума. На момент развивающихся событий в жёлтых зонах проживает 80% населения планеты. Синие зоны - это редкие островки суши, до которых не добралась инопланетная проказа. Именно они являются главным зерном раздора, а обладание ими - основной целью всех вооружённых конфликтов.

Точно также размежевалось и человечество. Те, кому повезло родиться в богатой семье или занять ответственный правительственный пост, обитают вместе с родными и близкими в благополучных синих зонах. Там проживает элита человеческой расы.

Но абсолютному большинству людей повезло куда меньше. Их уделом стала постоянная и непрекращающаяся борьба за выживание в жёлтых зонах. Низкий уровень жизни, частые заболевания и отсутствие сколько-нибудь достойных перспектив - вот характерные черты типичного жителя этих территорий.

Игра

Надпись «Желтая зона»

Для защиты благоустроенных территорий от посягательств всех желающих была создана организация GDI (Global Defense Initiative). Оснащённая по последнему слову техники, эта армия олицетворяет собой типичную «светлую» сторону.

Знак

GDI напоминает крупномасштабную интеграцию всех частных армий (Privat Military Corps) свободного мира в единую всемирную военную силу.

Основная цель защита – богатых регионов, в которых сохранена хорошая или относительно хорошая экология.

Игра

Brotherhood of NOD – «Братство НОД» ( «Народно-освободительное движение»?).

Основанная на полурелигиозных, полуфанатичных мотивах, она представляет из себя смесь: частично - государство, частично – корпорацию, частично - секту. При всём при этом не чурается действий, которые вполне попадают под статью «терроризм». NOD считает себя защитником простых людей, мирового населения, а также организацией, способной изменить мир и остановить тиранию GDI. NOD формируется по другим принципам - её основу составляют многочисленная, но слабо вооружённая пехота, а техника большей частью рассчитана на диверсионные и саботирующие действия. Возглавляет NOD харизматичный социопат Кейн.

Игра

Также в агитации можно услышать, что братство защищает жителей желтых зон, пытающихся выжить среди разрушенных городов, что GDI оставила простой народ и взяла под свой контроль лишь самые благоприятные районы, где живут одни богачи. GDI, мол - «голубая кровь», защищающая интересы сильных мира сего, и плевать они хотели на 80% населения, прозябающих в нищете. Подобная пропаганда очень манит людей из желтых зон, а их там, около 80% от населения всей Земли, поэтому в составе армии NOD много плохообученных солдат. На место одного убитого бойца НОД набирает десять.

Ведущие войну Вооружённые силы GDI отличаются хорошей сыгранностью и оснащением, позволяющим эффективно выступать на нескольких театрах военных действий одновременно.

Игра

Сбоку на танке красным надпись «GDI».

Стиль ведения войны у Братства НОД: партизанские вылазки, скрытные перемещения на большие расстояния и прочая подрывная деятельность, иногда радует врагов и ядерными ракетами. Поскольку в Brotherhood of NOD открыт путь каждому, то пехота этой организации представляет крайне разношерстную публику: от простых хиленьких солдат, сотнями идущих на смерть «ради великой цели», до элитных отрядов, которые способны составить достойное сопротивление «буржуйским» пехотным силам GDI.

Но нам интересна не столько фантастическая сторона дела. Сколько странное деление на 20% богатых и 80% бедных в условиях мировой экологической катастрофы, вызванной чем бы то ни было. Вообще картина ожесточенной схватки между богатыми и бедными (которые не нужны богатым даже в положении рабов) показана очень колоритно.

Еще один момент, когда показывают глобус планеты с распределением синих, желтых и красных зон.

Участки планеты распределены не по странам, а по областям. Если сравнить карту «Европейский когнитивный проект» (именно Европейский, а не американский!) из книги С. Б. Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске», то можно заметить, что по отношению к территории Европы и США синие зоны подозрительным образом совпадают с участками когнитивного ареала, а красные зоны с ареалом традиционной экономики и зоной постиндустриальной катастрофы из той же карты в книге. Некоторые районы самих Штатов и ЕС показаны как желтые и красные. По другим участкам мира мало совпадений. Ну, Япония, Южная Корея и Сахалин в синих зонах, а Дальний восток и Юго-восточная Азия в желтых и красных. ОАЭ и Катар в синих зонах, а Иран в желтой – и так по мелочи.

Краткие выводы

Если быть реалистом, то можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы никакой вменяемой и осмысленной политики по отношению к детям и молодёжи не будет. Максимум – единичные локальные случаи в регионах, где люди сами создали досуг своим детям. Большинство русских детей будет предоставлено самим себе.

Если для юношей и девушек еще есть относительная во многих отношениях альтернатива – разные «наши», «оранжевые», скинхеды (между ними нет принципиальной разницы, все считают себя патриотами – там одинаковые по типу люди, хоть и отличающие по политическим взглядам), то для детей и подростков, которых не привлекает участие в подобных молодежных организациях, выбор весьма и весьма не велик. Между подъездом с пивом и дискотекой.

Поэтому значительное число детей, считающих для своего достоинства зазорным быть каким-нибудь «нашистом» или «оранжевым» станет искать другие виды досуга. Хорошо если это будет спортзал или бассейн, но, к сожалению, далеко в не редких случаях это будет компьютер.

А как следствие – еще одно поколение будет воспитано в духе Запада. Со стоящим по умолчанию гуманитарным лидерством Запада.

И если российские фирмы производители ПК игр не смогут перехватить инициативу, а потенциал у них есть, что доказали исторические игры, - то образ будущего останется западным.

Ждать или требовать от государства каких-то программ развития молодежи бесполезно. В случае десяти-пятнадцати лет «стабильности» молодежь и детей будут пичкать казенным патриотизмом, хотя опыт брежневского СССР убедительно доказал абсолютную его бесполезность. Сомнительные достижения или выигранный футбольный матч будут выдаваться за свершения века, когда какой-нибудь Д. Билан будет ставиться на одну доску с Гагариным. Очень и очень скоро вследствие такого «патриотизма» молодое поколение будет тошнить от отвращения к слову «патриотизм» и произойдет очередная дискредитация этого понятия.

Если же десяти лет «стабильности» не будет и РФ окажется на грани развала вследствие системного кризиса, то будет явно не до молодежной политики.

Выводы для родителей: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок скатился на уровень всяких «наших» или «куда-то идущих», следует уделять ему больше времени. Потратить время на воспитание здоровой полноценной личности. Записать детей в спортивную секции и / или если есть возможность – в какой-нибудь развивающий кружок. Почаще выезжайте на природу, занимайтесь совместными делами или увлечениями. Чтобы была здоровая альтернатива ночным клубам и виртуальной реальности.

Выводы для российских IT-компаний: есть потенциально значительный рынок в России, который в ближайшее время уменьшаться явно не будет. И следует вытеснить с этой ниши западные фирмы, как это было сделано с историческими играми.

В процессе написания статьи были использованы скриншоты и обзоры игр с сайтов:

· http://www.atari.com/

· http://ru.wikipedia.org/wiki/Command_%26_Conquer:_Red_Alert

· http://www.cnc.newgalaxy.ru/

· http://www.commandandconquer.com/

· http://www.igromania.ru/

· http://cnc3.ru/

· http://www.ea.com/redalert/

· http://www.ag.ru/games/command_and_conquer_3_tiberium_wars

· http://games.cnews.ru/

Интернет-портал "Наш Череповец"