Есть ли у города людские ресурсы для модернизации?



Несмотря на то, что в своей массе население Череповца придерживается жизненной стратегии самосохранения и «умеренно опасается перемен», в городе все-таки есть группа людей молодого и среднего возраста, способная стать социальной опорой новых стратегий развития. Таков главный вывод социологического опроса, проведенного в рамках проекта «Форсайт города Череповца – 2020».

Своим исследованием группа социологов под руководством известного в городе специалиста Альбины Меховой попыталась решить две основные задачи: создать современный коллективный портрет череповчан и ответить на вопрос, а существует ли в Череповце некая «критическая масса» активных, предприимчивых, оптимистично настроенных людей, способных стать двигателем назревших перемен, модернизации в экономике, инфраструктуре и социальной жизни?

Исследователи выбрали тысячу респондентов, определенных, с одной стороны, достаточно случайно, а, с другой, довольно точно представляющих различные половозрастные группы взрослого населения, распределенные в соответствии с исторической и административной географией города. Погрешность результатов опроса, по утверждению специалистов, не превышает 4%.

Уже сами попытки разобраться с составом опрашиваемых дали первые и любопытные косвенные результаты – например, показали некоторое превышение в составе городского населения числа представительниц прекрасного пола, которое угрожающе усиливается с возрастом. Среди череповчан старших возрастов соотношение мужчин и женщин составляет уже 26Х70, что косвенно подтверждает общероссийскую тенденцию высокой смертности и демографического неблагополучия.

Первым, что сделали исследователи – опровергли расхожее мнение о Череповце, как «сборной солянке», городе, в значительной степени состоящем из мигрантов. Действительно, город молод – 50% его жителей являются «череповчанами» во втором и более поколениях, а четверть – в первом. Однако череповецкий «плавильный котел», похоже, работает достаточно эффективно, успев сформировать новую идентичность у большей части горожан – 80% считают себя местными, а свой город – родным. Безусловно, это хорошо для реализации любых городских инициатив, направленных на благо полиса и его обитателей, - они могут рассчитывать на массовое благоприятное отношение.

Тем более что подавляющее большинство жителей довольны тем, что живут именно в Череповце, высоко оценивая комфортность жизни в целом (66%), возможности для трудовой деятельности (73%) и внешний облик города (73%). Цифры, кстати, выше, чем те, что дают опросы жителей других регионов. Но, все-таки следует помнить, что от 34 до 17% по тем же позициям имеют негативное мнение.

Более противоречивые результаты дала попытка выстроить эмоциональный портрет череповчан. Мнения разделились по оценке таких вещей, как менталитет жителей города, их внешнему виду, манере речи, таким парам качеств, как «доброжелательность- недоброжелательность», «пассивность-активность», «уравновешенность-агрессия».

Тем не менее, у «череповецких» есть «собственная гордость». Гордятся наши люди многим – от Октябрьского моста и нового Ледового дворца до истории города и выдающихся земляков. Но самую большую гордость вызывают крупнейшие предприятия индустриального комплекса Череповца – ЧерМК и химические заводы. Несмотря на все, выявленные кризисом, проблемы высокой зависимости от индустриального кластера, череповчане не мыслят без него будущего Череповца.

В структуре жизненных стратегий и ориентиров жителей города, с сожалением констатируют социологи, ценности успеха (самореализация и построение карьеры, стремление к удовольствиям, славе и высокому положению в обществе) занимают далеко не первые места. Правда, они заметно ярче выражены у наиболее «перспективных» категорий горожан, у тех, кому сейчас от 18 до 24-х и от 25 до 34-х лет. На первом же месте стоят семья, счастье детей и здоровье. На втором – материальное благосостояние – эту ценность одинаково активно разделяют люди всех возрастов.

Как его добиться? Значительная часть и пожилых, и (что отрадно) молодых жителей города уверены, что с помощью трудолюбия и упорного труда. Точно так же, как и те, и другие понимают важность культуры и образования для достижения жизненных целей. Но вот в необходимости честности, доброты и отзывчивости при этом (по сравнению с людьми старших поколений) молодежь сильно сомневается. Зато она очень высоко ценит смелость и настойчивость, предприимчивость и самостоятельность. И особенно – «связи с нужными людьми» - 32% у 20-летних против 7% у тех, кому за 55-ть.

Иными словами, в городе растут новые – активные (даже в чем-то агрессивные) поколения, прагматизм которых сдобрен хорошей порцией цинизма.

Активная интенция более молодых горожан проявляется и сравнительно большем (свыше 50% опрошенных) расчете на собственные силы, чем на влияние внешних обстоятельств. Молодежь в большей степени ощущает свою если не ответственность, то хотя бы сопричастность к социальному окружению, к тому, что происходит в их доме, во дворе, в городе, наконец, в стране.

Еще одним косвенным результатом последнего по времени исследования стало определение отношения горожан к современным социально-технологическим практикам. Итоги опроса позволяют говорить о том, что здесь в Череповце еще настоящее «непаханое поле». В достаточной степени (больше половины опрошенных) освоены лишь такие новации, как работа на компьютере, интернет и мобильная связь. Из широкого спектра новых финансовых услуг череповчане более-менее активно пользуются лишь банковскими картами. И очень мало кто уделяет надлежащее внимание таким «мелочам», как пользование услугами домработницы или няни, чтобы освободить свой досуг, поездки за границу, забота о внешнем виде и здоровье… То есть тому, что составляет существенную часть экономики услуг на Западе и потенциально может повлиять на развитие аналогичного рынка в Череповце.

Важный вопрос социологического мониторинга относился к тому, что жители города готовы предпринять для достижения своих жизненных целей? Достаточно мало народа предполагает занять выжидательную позицию, ничего не предпринимая. Гораздо больше людей настроены на то, чтобы больше работать (58%), учиться, осваивать новые профессии (40%), при этом уменьшить свои расходы, экономить, откладывая на будущее (23%). И здесь тоже молодые череповчане в числе лидеров – в части тех, кто стремится учиться и работать их доля существенно выше половины. К тому же более четверти тех, кому от 18 до 35 дают такой нетривиальный ответ, как «готовы открыть свое дело».

Готовы-то, многие, но совсем не много таких, кто планирует это сделать в ближайшее время. Среди основных препятствий называется «отсутствие стартового капитала», «бюрократические препоны», «недостаток соответствующих знаний». Все это – хороший повод для городских властей задуматься о качестве работы в этом направлении: собственной работы с предпринимателями и работы специально созданных структур, вроде «Агентства городского развития». Как выразился руководитель проекта «Форсайт» Дмитрий Афанасьев, для города сегодня критически важно появление большего числа «дружелюбных чиновников». Пока же не только потенциальные предприниматели, но и просто граждане в массе своей не удовлетворены общением с бюрократами из властных структур.

Главный вывод, который сделали авторы исследования, можно сформулировать следующим образом. Несмотря на то, что население Череповца придерживается, в основном, сохранительной жизненной стратегии и умеренно опасается перемен (хотя и понимает их необходимость), в городе есть и продолжает формироваться группа жителей молодого и среднего возраста, которая может стать социальной опорой «Форсайта». С 2005 года в процентном отношении эта часть населения подросла с 13 до 25%. Это люди со здоровыми амбициями, самостоятельные, нацеленные на карьеру, склонные нести ответственность не только за свою судьбу, но и за дела своего социального окружения.

«Это, - формулируют социологи свое резюме, - тот человеческий ресурс и золотой капитал города, без которого не состоится его желаемое будущее, не будет реализована его стратегия». Однако, как представляется, одной этой оптимистичной констатации не достаточно. За свой «золотой каптал», за умы и сердца его представителей Череповцу предстоит побороться с другими городами. С далеко не очевидным итоговым результатом.

Удержать молодых и активных здесь можно лишь, указав им реальные возможности для самореализации и укрепив уверенность, что эти возможности могут быть реализованы. Важную роль здесь могут и должны сыграть реальные примеры из «истории» местного «жизненного успеха» - такую историю предстоит сформировать. Наконец, городу предстоит поработать над улучшением своей «среды обитания» и качеством жизни.

В противном случае молодые будут уезжать. Уже сейчас 55% череповчан в возрасте 18-24 года заявляют о том, что скорее готовы уехать, чем остаться. Причины, которые называются при этом, не всегда выдерживают критики.

Можно отчасти согласиться со ссылками на безработицу. Но очень трудно – с сетованиями на плохую экологию, качество городских дорог или автомобильные пробки. Будем честны, не в Кострому же или Архангельск стремятся перебраться наши «молодые и дерзкие» - в столицу, матушку. Где и загазованность еще та, и пробки почище череповецких. Но, мнится, что возможности – безграничны. А ведь еще больше этих возможностей маячит за рубежами нашей необъятной Родины. Так что свойственная молодости «хота к перемене мест» может завести весьма далеко. Чаще всего жизнь в итоге подтверждает известную истину: «хорошо там, где нас нет». Но признаться в этом даже самому себе бывает, ох, как трудно…

Трудно сказать, чего больше в интенциях склонных к отъезду: юношеской романтики или все того же циничного прагматизма, подталкивающего идти по пути наименьшего сопротивления, подсказывающего, что проще уехать куда-то на все готовое и попытаться присосаться, чем строить свой «город-сад» самому, здесь и сейчас.

Для того чтобы переубедить кого-либо, особенно молодого человека, одних рациональных аргументов мало. Нужны примеры, приемы и доводы и сверх рациональности, затрагивающие не только ум, но и душу, и сердце. Их надо искать. В том числе, в недавнем отечественном прошлом - ведь получалось же, в конце-концов, у тех, кто занимался этим до нас!

Илья Неведомский,
"Русский мир", 24.12.09.