Губит людей не пиво, а легкий доступ к нему



Нужно ли приравнивать пиво к крепкому алкоголю?

Мама с коляской, в одной руке банка пива, в другой сигарета... Подобная картина давно уже никого не шокирует. Пиво и слабоалкогольные напитки горожане распивают в парках, скверах, на улицах города. Круглые сутки, поскольку магазинов шаговой доступности — пруд пруди, в том числе и круглосуточных. Но, как и все города и веси, мы подчиняемся федеральным законам и не вправе запретить тотальную торговлю спиртным в отдельно взятом городе. В борьбе с вредными привычками представители городской администрации предложили ограничить продажу спиртного хотя бы на массовых праздниках. Не слишком ли жесткая мера? Особенно она может не понравиться мелкорозничному бизнесу, поскольку любая палатка зарабатывает прибыль в первую очередь на спиртном. Так нужно ли приравнивать пиво к крепкому алкоголю? Свое мнение высказывают...

Алексей АКИШИН, председатель городского совета ветеранов:

— Я разделяю точку зрения, что пиво нужно приравнять к алкоголю и ограничить его продажу. Магазинов со спиртным шаговой доступности в городе очень много. Думаю, в паре минут ходьбы от каждого двора как минимум есть три-четыре точки. Пивные ларьки со всем сторон, причем удаленность их от детских садов, школ, поликлиник весьма условна. Подумаешь, тридцать метров пройти. Результат налицо. Ребенок утром выходит из дома и видит неприглядную картину: урны забиты банками, бутылками из-под пива. Еще в царской России была государственная монополия на продажу спиртного. У нас же торговля отдана в частные руки. По оценкам некоторых экспертов, две трети спиртного реализуется в теневом бизнесе, а это значит, налоги не поступают в казну. И это не считая подпольных цехов по производству фальсифицированного алкоголя. Что касается ограничения продажи спиртного на массовых городских праздниках, я только за такую инициативу. Более того, она впервые прозвучала еще при мне (Алексей Акишин тогда занимал должность зам. мэра города — авт.). В День молодежи у Ледового дворца мы попросили предпринимателей несколько часов не торговать спиртным, и нам пошли навстречу. Такой же удачный опыт был в один из праздников на площади Химиков. А вот в парке 200-летия, когда отмечался День химика, некоторые предприниматели повели себя не лучшим образом, подогнали «газели» с ящиками пива и стали тут же торговать за забором парка. Я понимаю, торговля спиртным приносит огромные барыши, но все мы должны осознать, что в погоне за прибылями мы можем потерять людей. Безусловно, любые новшества нужно вводить аккуратно, чтобы запрет на продажу спиртного на спровоцировал появления «трассы». Мы уже проходили эти уроки.

Александр ЗЫНОВ, директор МУК «Городское объединение парков культуры и отдыха»:

— Нам бы научиться соблюдать те законы, которые уже есть. Пиво и без того запрещено распивать в общественных местах. Тем не менее, для подавляющего числа отдыхающих летом в городе этот закон не писан. Они даже не прячутся, потому как их никто не ловит и не наказывает. А если посмотреть на проблему подросткового пивного алкоголизма, то о легкой доступности всех алкогольных напитков и говорить не приходится. Приведу пример: из года в год наши школьники отмечают последний звонок одним традиционным способом. Напиваются, чаще в парках и скверах, вусмерть. В этом году наблюдал такую же картину. Причем особенно стараются девочки, давая фору в степени алкогольного опьянения и развязности мальчикам. Мне понравилось замечание милиционера (а вызывать патруль пришлось не один раз), которому пришлось утихомиривать одну такую выпускницу: «Писать грамотно не научилась, а матом кроет почище взрослого мужика». Еще одна проблема, которая, на мой взгляд, требует законодательного решения. Необходимо поставить на жесткий контроль качество спиртных напитков, в частности, пива. Я жил в Самаре, где производят знаменитое «Жигулевское», так вот настоящий качественный напиток должен утолять жажду и содержать не более двух градусов. Нам же продают не пиво, а суррогат, который напичкан химией. Я бы такое пиво вообще запретил к продаже. Что касается массовых городских праздников без спиртного, я только поддерживаю такую инициативу. Мера действенная. Сегодня все чаще видишь: родители с детьми веселятся на площадях абсолютно трезвые. Приятно посмотреть. У них и желания выпить пива не возникает, поскольку с глаз долой — из сердца вон.

Ирина СМЕЛОВА, директор ООО «Ривьера»:

— Мы не торгуем спиртным, у нас выпечка, горячий чай, а вот последствия доступности спиртных напитков во всем городе ощущаем на себе нередко. Не так давно за Шексной один из крупных торговых центров праздновал дату. Собралось очень много народу, родителей с детьми. Отгуляли и разбрелись по близлежащим кафе. У нас на столиках оставили банки из-под пива. Забили все урны мусором. Расположились на детской площадке рядом: папа с мамой пьют, дети играют в песочнице. Ну что тут хорошего? Во-первых, это дурной пример. Ребенок видит, что ни один праздник не обходится без спиртного, копирует поведение взрослых и уже в подростковом возрасте стремится отмечать точно так же. Во-вторых, доступность спиртных напитков, которые преподносят как невредные, слабоалкогольные. Мысленно окинешь взором любой микрорайон города и насчитаешь массу возможностей купить спиртное. Мне больше по душе западный, американский опыт борьбы за здоровье нации. В любом штате Америки, насколько я знаю, доступ к алкоголю ограничен. И там действительно есть власть местного самоуправления. Если городские власти, опираясь на мнение жителей, хотят вынести продажу спиртного за пределы границ своего округа, то они это могут сделать без труда. И никто не боится нанести ущерб бизнесу. Именно по этой причине я приветствую инициативу нашего мэра, который ратует за ограничение продажи спиртного, в том числе и пива во время городских праздников. Я понимаю, очень трудно надеяться только на социальную ответственность и совесть предпринимателей, торгующих спиртным. Но все же многие идут навстречу, разделяют эту позицию. Плюс к тому необходимо, на мой взгляд, подвести под эту инициативу соответствующую законодательную базу. Мне кажется, даже ограничение продажи крепких напитков — запрет торговать ими после девяти вечера — сыграл свою положительную роль. Может быть, нет такой необходимости в резких кардинальных переменах, подобных введению сухого закона, но двигаться в направлении праздников без спиртного нужно.

Справка.

Александр Зынов:— Под окнами моего дома рюмочная. В восемь часов утра она уже работает, сюда стягиваются пьяницы со всей округи. Садишься завтракать и попадаешь в соответствующую атмосферу. Ограничения по продаже спиртного вводить, на мой взгляд, надо, и пиво приравнять к алкоголю — тоже. А пиво того качества, которое сейчас продают, я бы вообще запретил продавать. Это суррогат.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 15 июля 2011 г.