Нужна ли школа после уроков



С какими сложностями в реализации госстандарта для начальных классов пришлось столкнуться. 

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальной школе внеурочная деятельность стала обязательной. Многие родители были недовольны, отмечая, что наши школы не готовы к этому. Что изменилось за год?

По замыслу авторов стандарта, внеурочная деятельность должна обеспечивать взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, а в итоге — полноту и цельность всего образовательного процесса. Сверхзадача педагога — определить склонности ребенка, раскрыть его личностные качества.

— Если говорить по существу, то внеурочная деятельность — не новшество, — отмечает начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования Лина Коробейникова. — Раньше была кружковая деятельность, на нее выделялось 27 часов на всю школу. По новому ФГОС внеурочная деятельность должна быть от одного до десяти часов в неделю на класс.

Направления внеурочной деятельности могут быть разными: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, военно-патриотическое.

Ученик может выбрать кружок, который его привлекает. Причем посещать все десять часов в неделю не обязательно.

Существуют три варианта реализации внеурочной деятельности: первый — когда школа справляется собственными силами, второй — когда привлекает педагогов дополнительного образования, и третий — когда занятия проводят совместно педагоги школы и педагоги допобразования.

— Например, в школе № 39 внеурочная деятельность проводится исключительно собственными силами, а в школе № 11 — совместно, — рассказывает Лина Коробейникова. — Если занятие проходит в учреждении дополнительного образования, то учитель отводит детей туда.

Основное сомнение, которое высказывали родители при принятии стандарта, заключалось в том, что для их нормальной реализации в школе не хватит свободных помещений.

— По сути, чтобы хорошо реализовать стандарт, у класса должен быть свой кабинет, — считает Елена Смирнова, мама третьеклассника. — Но сейчас поток детей очень большой, помещений не хватает. Знаю, что некоторые занятия в начальной школе, например по физкультуре, проводятся в коридоре. Хотя, в принципе, против внеурочной деятельности я ничего не имею.

Как отмечает Лина Коробейникова, именно для того, чтобы избежать накладок в расписании, привлекаются учреждения допобразования.

В гимназии № 8 внеурочная деятельность практиковалась еще до введения стандарта. По словам директора Ирины Рычковой, с его принятием были внесены некоторые коррективы в рабочую программу:

— В стандарте определены направления, по которым должна организовываться внеурочная деятельность, поэтому нам пришлось внести изменения, чтобы им соответствовать. Все направления мы стараемся реализовать собственными силами, учитывая наше месторасположение, хотя, конечно, привлекаем ресурсы и других учреждений, например музеев.

Гимназия интересна еще и тем, что здесь проводится апробация стандарта для средней школы, то есть во внеурочной деятельности заняты и пятиклассники. Нередко старшие школьники готовят занятия для младших ребят.

Особенность ФГОС заключается еще и в том, что он позволяет чередовать основные занятия (уроки) с внеурочными. Как отмечает Ирина Рычкова, основная сложность в том, что многие ребята уже занимаются на постоянной основе в других учреждениях — музыкальной, спортивной школе и т. д., и для них внеурочная деятельность является лишней нагрузкой:

— Если направления взаимозамещаемые, мы идем навстречу, но не всегда стандарт дублирует допобразование, он предлагает разные формы, которые ученик должен освоить. Например, исследовательскую и проектную деятельность.

Марина Белая,
Газета "Речь", 13 декабря 2012 г.