Весна не смогла разморозить авторынок



Весна — традиционное время оживления автомобильного рынка. К летнему сезону автолюбители стараются либо поменять автомобиль, либо просто купить новый. Это многолетняя тенденция, которая может нарушиться в этом году. Рост цен на автомобили с одновременным падением реальных доходов населения и неясной экономической перспективой практически остановил продажи в январе-феврале.

Хлам на рынке

«Ситуация катастрофическая, — рассказывает автолюбитель Виктор. — У нас небольшой дополнительный бизнес. В свободное от основной работы время мы в автосервисе восстанавливаем автомобили — как правило, после аварий — и затем продаем. Так вот за зиму я не смог продать ни одной машины. Но это еще полбеды. В январе и феврале по размещенным объявлениям не было ни одного звонка от реальных покупателей. Несколько раз звонили только перекупщики. Но они сбивали цену в два — два с половиной раза, что абсолютно неприемлемо. Такого неудачного периода я вообще не припомню».

«Рынок как замерз, так и стоит застывшим, — рассказывает еще один череповчанин Александр. — Я себе ищу машину с полным приводом и найти не могу. Есть только очень дорогие, что неприемлемо для большинства автолюбителей. Продажа с последующей покупкой вообще практически потеряла смысл. Например, я сейчас свою машину, может быть, смогу продать за 230 — 240 тысяч рублей. А покупать уже придется минимум за 400 тысяч, но по этой цене будет примерно то же, что я продал, и потребуется еще вкладывать деньги, чтобы довести автомобиль до ума. Так какой смысл? Лучше на эти деньги поесть купить и „коммуналку“ оплатить. А кредит брать страшно. Поэтому многие сейчас даже свое старье чинят и ездят».

В общем, большинство начали «кулибинничать», так как других вариантов нет. В среднем и нижнем ценовом уровне хороших предложений практически не имеется. Только полный хлам. Знакомый недавно взял «Ниву» за 70 тысяч. Но потом при подробном обследовании обнаружились и дыры в кузове, и другие проблемы. То есть придется сейчас в нее еще много вложить и денег и сил. Запчасти, кстати, на иномарки подорожали почти в два раза за год. Отслеживаю предложения постоянно. Какая тенденция? Люди сбрасывают цену уже в объявлениях. Могут сразу на 15 — 20 тысяч снизить при цене до 200 тысяч рублей. Скорее всего, потому, что им никто даже не звонит. Хороший торг идет и при осмотре автомобиля. Другой знакомый покупал старенькую иномарку еще 90-х годов. Продавец без лишних препирательств со 138 тысяч скинул до 130 тысяч.

— Купил сейчас подержанную машину, которая в автосалоне стоит полтора миллиона, — говорит Анатолий. — Я отдал 170 тысяч рублей, но вложения в нее нужны немалые. Прежний хозяин, когда это понял, сразу выставил на продажу. А я свою старую машину даже не пытался продать. Разбираю на запчасти и потихоньку реализую, благо навыки есть.

Еще одно подтверждение слабого движения на авторынке: зарегистрировать автомобиль можно без каких-либо очередей.

— Буквально на днях один приятель потратил всего 20 минут на регистрацию, второй — час. Там практически нет народа, — говорит Александр.

Неконтролируемое падение

На рынке новых автомобилей ситуация не лучше. Продажи резко начали падать еще в 2015 году. Спад катастрофический — почти 40 % (на 846 000 единиц)! И при этом цены на иномарки еще не полностью отыграли девальвацию рубля. С осени 2014 года по 1 октября 2015-го ценники на автомобили выросли на 24 % и далее продолжили рост. Обнаружился интересный факт: машины в России начали активно покупать иностранцы. Дело в том, что данные по количеству продаж на 15 % превысили данные по регистрации новых автомобилей госорганами. Следовательно, реальное падение спроса в России даже превысило 50 %. Автопроизводители сразу забили тревогу, утверждая, что без господдержки рынок сократится еще на 20 — 30 %. С господдержкой (прежде всего программы льготного кредитования и утилизации) в 2015 году продавалось около трети новых автомобилей («Лады» — до 40 %). Но при этом количество автокредитов в России в 2015 году сократилось на 41 %. Всего было выдано 485 300 автокредитов.

Растет стоимость и российских машин. В 2015 году «АвтоВАЗ» менял ценники четыре раза, а с 15 февраля 2016-го повысил цены на часть своих моделей на 4,5 — 6 % — автомобили в среднем подорожали на 25 000 рублей. Стартовали продажи новинки — хетчбэка Xray, а седан Priora теперь позиционируется как ультрабюджетный автомобиль. Цена прошлогодней новинки Vesta для традиционных покупателей вазовской продукции тоже высока — начинается от 514 000 рублей. Еще совсем недавно за эти деньги можно было купить хорошую иномарку. А стартовая цена Lada Xray — 589 000 рублей. Для большинства автолюбителей такой автомобиль уже роскошь. А самый продаваемый в России автомобиль Granta в базовой комплектации с учетом последнего повышения за год стал дороже примерно на 20 % и сейчас стоит от 383 900 рублей.

В январе в России повышали цены 23 автопроизводителя — практически все, представленные в нашей стране. В феврале цены подняли 11 марок, которые увеличивали стоимость авто и месяцем ранее. Рост в каждом случае был от 0,5 до 3,5 %.

«Нереальные» скидки

Одновременно с этим скидки на некоторые имеющиеся в наличии в автосалонах автомашины (прошлого года выпуска) могут быть достаточно внушительные. Помните, какой сумасшедший ажиотаж был на бюджетный «Фольксваген-Поло» несколько лет назад? Очередь была на полгода-год вперед. А сейчас у череповецкого дилера эти машины на выбор и скидка на них — около 90 тысяч рублей. Правда, изначальную цену в районе 700 тысяч рублей бюджетной уже никак не назовешь. Впрочем, акций с реальными скидками в автосалонах совсем немного. В большинстве случаев это программы льготного кредитования или утилизации и trade-in. Государство продолжает помогать. Госпрограмма обновления автопарка продлена до конца 2016 года. На нее выделяется 22,5 млрд руб. Условия таковы: размер субсидируемой скидки на покупку легкового автомобиля при утилизации старой машины — 50 000 рублей, при схеме trade-in — 40 000. А финансирование программы льготного автокредитования сократится по сравнению с прошлым годом на 1,2 млрд рублей — до 2,3 млрд.

Пока эти меры не сильно помогают. По прогнозу на год, падение продаж может составить 14 %. Однако российский авторынок в январе рухнул сразу на 29 %, продажи «АвтоВАЗа» упали меньше — на 11 %. На всю страну в первый месяц года было продано 81 849 штук, или на 33 615 автомобилей меньше, чем в январе 2015-го. Хуже было только в январе 2010 года.

«Лада-Гранта» стала самой продаваемой машиной в январе — 7 377 автомобилей. На втором месте — «Хендэ-Солярис», на третьем — «Киа-Рио». Одновременно производство легковых автомобилей в России в январе упало на 40 %. По последнему прогнозу, восстановление российского авторынка до уровня 2012 года произойдет лишь к 2022 году.

Владимир Сентябрев,
Газета «Голос Череповца», 7 апреля 2016 г.