Бизнес начинается с гаража



Череповецкие предприниматели представили свои разработки главе города. По мнению мэра, они имеют рыночные перспективы.

Топливный кавитатор, если его установить в автомобиль, сэкономит до 12 % бензина. Устройство для сушки стен в домах, угля, древесины... Два этих инновационных проекта в минувший четверг представили мэру Юрию Кузину. Презентация прошла в гараже.

Бизнес грязи не боится

У распахнутых дверей гаража, где и расположено производство, собрались телевизионщики, представители печатных СМИ. Журналисты уже терзали предпринимателей-новаторов вопросами. Главный — что изобрели и почему в гараже?

топливный кавитатор (Череповец)Авторы двух инновационных проектов (топливные кавитаторы и устройство для сушки домов) — директор ЗАО «РусТех» Дмитрий Потапков и финансовый директор этого предприятия Степан Любинский.

— Изобретатель большей частью Дмитрий, я экономист, — уточняет Степан Любинский.

— Мы занимаемся разработками в разных отраслях: в машиностроении, строительстве, коммунальной сфере, — объясняет Дмитрий Потапков. — Главная цель — делать приборы на благо людей.

На вопрос, трудно ли быть новатором, Дмитрий ответил: «Интересно».

Мэр Юрий Кузин в сопровождении изобретателей зашел в гараж. Станок, рядом готовая продукция — топливные кавитаторы. Опытный образец устройства для сушки стен, угля и древесины будет готов через недели две.

— Юрий Александрович, как вам помещение для инновационного производства? — поинтересовались журналисты.

— Ну скажем, помещение не самое инновационное, — говорит мэр. — Но я как человек, который имел опыт ведения бизнеса, считаю, что если бизнес начинается с реальных основ, то он пробьет себе дорогу. Дело не в помещении. Если человек хочет что-то создать, понимает технологические подходы, основы экономики, видит цели, он добьется результата. Добьется, если грамотно, а не криво заложен фундамент для бизнеса. А помещение будет, равно как и перспективы.

В общем, бизнес грязи не боится. Особенно тот, что дает реальные результаты. В чем суть проектов?

Все дело в масштабах

Коротко об изобретениях. Топливный кавитатор уменьшает расходы топлива: в легковых автомобилях — до 30 %, в фурах — до 7 %, на авиатранспорте — до 5 %.

Подобные устройства уже используют на судах, но это огромные промышленные установки. Череповецкие предприниматели создали компактный прибор, который устанавливается в двигатель автомобиля.

— В чем потребительская ценность продукта? — задал вопрос Юрий Кузин.

— Улучшение качественных характеристик топлива, — ответил Дмитрий Потапков.

— Ну что ж, предлагаю журналистам оценить результат на практике, — сказал Кузин. — Журналистов невозможно обмануть, если эти чудеса подтвердятся, они расскажут об эффекте.

Журналисты изъявили такое желание. К слову, у самого Потапкова на «Хонде» кавитатор стоит.

Прибор по типу СВЧ-печи для просушки стен в многоквартирных домах из бетона, кирпича и т. д. В бетон, чтобы не терял свои свойства на морозе, подмешивают добавку на аммиаке, она азотосодержащая. Когда дом уже построен, убрать запах аммиака (а он превышает норму в несколько раз) проблемно. Просушка стен воздушными пушками невозможна: долго и сушит только снаружи. Принцип СВЧ позволяет микроволнами выпарить влагу внутри стен. На практике применяется, но опять же промышленных размеров. Череповецкие новаторы готовы представить компактный образец.

— Это бизнес по подходам инновационный, — подвел итог разговору Юрий Кузин. — Чем больше будет таких предприятий с череповецкой пропиской, тем больше будет поступлений налогов в городскую казну, больше рабочих мест. Товар, который намерены производить наши предприниматели, конкурентоспособен, это ноу-хау. Есть перспективы продвижения на рынке. Успехов вам. Надеюсь ваш пример вдохновит других предпринимателей.

Обладатели грантов

Что важно: череповецкие изобретатели — обладатели гранта в размере 1 млн рублей (федеральные и областные деньги). Грант выделен в рамках реализации инновационных проектов Агентством городского развития (исполнитель распоряжений мэрии). Еще 200 тысяч рублей Дмитрий Потапков и Степан Любинский получили от комитета молодежи в Москве как финалисты четвертого международного инновационного форума на Селигере. На что потратили деньги?

Как заметил Дмитрий Потапков, развивать инновации — дело затратное. Существенную часть гранта они вынуждены были потратить на патенты, лицензии. Хватило и на развитие бизнеса. Один из проектов близок к выходу на рентабельность. Но одновременно заложен фундамент новым проектам. Иначе прибыль не получить.

Мы поинтересовались: в какой поддержке нуждается инновационный бизнес помимо той, что уже оказана? К примеру, помещение. Ведь за аренду гаража, где разворачиваются инновации, они платят 35 тыс. рублей в месяц. Тоже деньги.

— Помещение — хорошо. Безусловно, важна и помощь в оформлении документов, тех же патентов, лицензий, — говорит Дмитрий. — В чем еще? Нужны кадры, содействие в продвижении продукции на рынках сбыта.

На это Юрий Кузин заметил, что в городе формируются три площадки под индустриальный парк, реализацию инновационных проектов череповецкого бизнеса. Что касается рынков сбыта, здесь уместно сотрудничество с Торгово-промышленной палатой, нашим бизнес-сообществом, с которым власти города ведут конструктивный диалог.

Как рождаются предприниматели

изобретатель топливного кавитатора Дмитрий Потапков (Череповец)Под конец мы поинтересовались тем, как рождаются подобные тандемы, сами идеи и как на это смотрят жены предпринимателей, мужья которых пропадают в гараже. Мозговой штурм по созданию идей и доведение их до реальных проектов — результат слияния двух бизнесов. В свое время Дмитрий занимался компьютерами, Степан — запчастями. Попробовали сделать что-то вместе — получилось.

— А как вам пришла идея создать кавитатор?

— Просто было интересно, — отвечает Дмитрий.

Что удивительно, у Дмитрия нет специального образования в этой области.

— Вы еще скажите, что двоечником в школе были...

— Был. Честно, аттестат одним из последних получал. Просто техникой давно занимался: начинал с радиоэлектроники, потом почти десять лет — компьютерами. Параллельно интересовался всем остальным.

У обоих и жены имеются, и дети. У Степана — два взрослых сына. У Дмитрия — сын и дочь. Жены, как говорят предприниматели, привыкли к увлечению мужей.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 9 апреля 2013 г.