Маленький. Совсем маленький бизнес
Минфин предполагает радикально сократить финансирование федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) — с более чем 20 млрд рублей в нынешнем году до 10 млрд в следующем и 5,8 млрд в
Туда, сюда, обратно
Первое и основное: экономически она неэффективна, и нет оснований утверждать, что в ближайшее время тут что-то изменится. Малый бизнес показывал устойчивую динамику роста в промежутке с 2003 по 2008 год. В 2003 — 2004 годах никаких государственных программ поддержки в стране не действовало (Федеральный фонд уже находился в стадии ликвидации и финансовые средства в сектор не направлял), в
Без подушки
За 2010 год есть только данные по малым предприятиям с числом занятых от 15 до 100 (остальные Росстат не публикует до полного подведения итогов сплошного обследования сектора). Но и тут ситуация плачевная: упали уже и число МП, и занятость, и инвестиции. То есть «размывается» самый устойчивый сегмент малого бизнеса, та стартовая подушка, которая могла бы служить для появления новых средних и крупных бизнес-единиц. За шесть лет вокруг финансовых потоков, направляемых на господдержку малого и среднего предпринимательства, сформировался устойчивый коррупционный рынок. Известны, например, «расценки» на получение субсидий начинающим предпринимателям, «откат» может достигать 50 %.
Как это часто происходит с государственными финансовыми потоками, федеральная программа обросла лоббистами. Причем зачастую их потребление на собственное «становление и развитие» превышает те ресурсы, что идут непосредственно в малый и средний бизнес. И похоже, их аппетиты по отношению к «бюджетному пирогу» будут только разрастаться. Растут и иждивенческие настроения в той части малого бизнеса, которой удалось получить различного рода субсидии или компенсации.
Банально, обидно
И наконец, последнее: банальное нецелевое использование средств. Деньги, перечисляемые, по сути, в виде «трансфертов» в бюджеты регионов по статье «Малый и средний бизнес», часто направляются на покрытие «текущих кассовых разрывов». Регионы, подавая заявки на конкурсы в профильный департамент для получения федеральных средств, обязываются внести и свою часть лепты в виде «софинансирования», но не все это делают, а полноценного мониторинга подобных сюжетов нет... А уж когда деньги в региональные бюджеты приходят в самом конце года, вообще получается песня: еще до того, как они «освоены», территории должны отчитаться о том, какой эффект эти суммы принесли, как сработали на развитие МСП. Вывод, увы, не нов: финансирование любого бизнеса должно строиться на принципах возвратности и платности. Без выполнения этих условий ничего не получается.
Сергей Бегляк,
Газета "Речь", 19 сентября 2011 г.