Малый бизнес просит ограничить сетевиков
Федеральные гипермаркеты, по мнению местных бизнесменов, могут обрушить потребительский рынок.
Череповецкие предприниматели направили коллективное письмо в мэрию с требованием пересмотреть политику по размещению федеральных гипермаркетов. По мнению представителей малого и среднего бизнеса, сетевые магазины несут угрозу как местным торговцам, так и всем покупателям. Подписавшиеся считают, что после «зачистки рынка» путем жесткого демпинга сетевики начинают немедленно повышать цены, пользуясь монополией.
Развивая одних, убиваем других
Озабоченность местного бизнес-сообщества вызвали неутихающие слухи о том, что в Череповце вслед за продовольственной «Лентой» планирует открыться еще один крупный сетевик, который намерен торговать в основном промышленными товарами и бытовой химией. Такие предположения не лишены оснований, поскольку в последнее время не раз официально заявлялось о планах по застройке территории в Заречье рядом с трамвайным парком. При этом власти не скрывали, что участок предназначается под крупный торгово-развлекательный центр.
В своем заявлении местные предприниматели обращают внимание на то, что они, не выдерживая конкуренции, вынуждены закрываться в связи с приходом сетевиков и, соответственно, ликвидировать рабочие места. «Хотим также заметить, что существуют печальные примеры прихода сетей типа „Магнит“, „Дикси“ и так далее в небольшие российские города, где политика демпинговых цен заставила закрыться магазины местных предпринимателей, — говорится в обращении. — Затем, когда не стало конкурентов, ничто не мешало монополистам в виде федеральных сетей регулировать цены на свое усмотрение, как правило, в сторону увеличения».
— Сегодня мы сталкиваемся с тем, что вместо создания условий для развития местных предпринимателей такие условия создаются для федеральных сетей, — подтверждает председатель НП «Союз защиты и развития малого бизнеса» Игорь ЗОРИН. — Они развивают свои предприятия, но тем самым губят наши. Вспомните, у нас был пивзавод, где он? Линии по производству мороженого, рыбозавод... У нас много чего было. Откроется еще одна сеть, вторая, третья, и от наших производителей, оптовиков вообще ничего не останется. Да, мелкие торговые точки не могут возить дешевую продукцию из Москвы, зарубежья. Но они реализуют вологодское масло, вологодское молоко, продукцию череповецкого мясокомбината. И мы должны это поддерживать.
Что скажет народ?
По мнению президента Торгово-промышленной палаты Владимира ШТЕЙНГАРТА, перед открытием любого гипермаркета неплохо спрашивать мнение не столько предпринимателей, сколько проживающих поблизости людей.
— В Зашексинском районе сегодня заложено уже пять-шесть гипермаркетов, и это великое счастье, что они не были построены, иначе мы получили бы обвал потребительского рынка, — уверен предприниматель. — Теперь пытаются построить гипермаркет за ул. Олимпийской, но надо спросить людей, нужно им это или нет. Не знаю, какой будет ответ, но то, что подобные вещи приводят к перекосу рынка, это точно. Сетевики возят продукцию из других регионов, и нужно быть очень осторожными. Ведь когда они, после устранения конкурентов, останутся один на один с населением, они смогут диктовать условия всем, в том числе и местным властям.
Руководитель череповецкого мясокомбината Владимир ЛАМТЕВ уже почувствовал на примере своего предприятия, что такое работа с сетевиками. По его словам, местным производителям очень тяжело войти на прилавки федералов.
— Вход в «Ленту» предполагает такие условия, что многим не представляется возможным с ними сотрудничать, — приводит пример производитель. — В Европе, например, все это строится за пределами города. Не нужно далеко ходить, у нас есть пример Вологды. Там рынок монополизирован сетью «Макси», и какие там сейчас цены? Они высокие.
В самой «Ленте» подтверждают наличие высоких требований к поставщикам, но уверяют, что работа с местными производителями налажена.
— Наш ассортимент в Череповце состоит из более чем 14 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров, часть из которых, безусловно, представлена местными производителями, — подчеркивает менеджер «Ленты» Яна МОГИЛЕВА. — В качестве примера могу привести следующие предприятия, с которыми мы успешно сотрудничаем: череповецкий хлебокомбинат поставляет нам торты и хлеб, ЗАО «Агромясопром» — колбасные изделия, «Учебно-опытный молочный завод» им. Верещагина — молочную продукцию. В будущем мы планируем расширить этот список, в частности привлечь к сотрудничеству череповецкий мясокомбинат и череповецкий молкомбинат. В целом мы ведем конструктивные переговоры с нашими поставщиками. Однако требования при отборе поставщиков предъявляются неизменно строгие, главные критерии — это качество продукции, гарантированные сроки и объемы поставок.
Руководитель череповецкого отделения объединения предпринимателей «ОПОРА России» Сергей ПАНОВ предлагает проанализировать положение дел со строительными магазинами после прихода в Череповец сети «Аксон».
— Порядка 20 — 25 небольших строительных магазинов просто умерли, — констатирует он. — Выжить смогли только хозяйственные магазины, а чисто строительные закрылись. Но что теперь делать покупателю, которому нужна та или иная мелочь? Раньше я знал, где она продается, а теперь если ее нет в сетевом магазине, то ее нет нигде. С ценами теперь творить тоже можно что угодно. Возникает вопрос: как этот город собирается дальше выживать? Вот «умер» один предприниматель — вроде и не видно. «Умерли» десять — опять не видно. Ну а когда накопится критическая масса?
Власть пересмотрела подход
На претензии местного бизнес-сообщества зам. мэра Череповца по стратегии Михаил АНАНЬИН отвечает, что они во многом не лишены оснований. Чиновник признает некоторые ошибки в работе с сетевиками, но уверяет, что народные «референдумы» могут обернуться не против, а за федералов.
— Неизвестно, как все повернется, ведь сегодня люди ездят в «Ленту» даже из других районов, — сомневается он. — Закрыть рынок для доступа федеральных сетей сложно, но эти проекты на самом деле должны реализоваться вдали от мест проживания людей. Была допущена ошибка, когда «Лента» появилась в центре крупного микрорайона. Сегодня в Зашекснинский район хотят войти и другие операторы, они все говорят: пустите нас в Зашекснинский, больше ничего не надо. Пока нам удается их уговаривать и обсуждать перемещение на окраины. Что касается торгового центра в Заречье, то изначально речь шла о территории за ул. Олимпийской, но теперь мы рассматриваем этот объект на расстоянии примерно четырех километров от города, ближе к Ирдоматке. Наша позиция — такие объекты должны размещаться на окраине города или в районе. Жизнь докажет, что я буду придерживаться этой линии.
В ближайшее время местные власти намерены заказать углубленное исследование торговой инфраструктуры города, на основании которого можно будет принимать взвешенные решения. Малый бизнес в свою очередь просит, чтобы в исследовании особо изучили небольшие торговые точки и последствия прихода сетевиков для них.
— Экономика растет по капельке, а не за счет масштабных проектов, — обращает внимание Владимир Штейнгарт. — Вот появился новый предприниматель — это и есть инвестиции в город. Поддержите его, а не глобальные сооружения. Человека не видно за этими сооружениями.
Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 7 июня 2011 г.