Торговля больше не лидер



Что уже сделано городскими властями для развития предпринимательства в Череповце и что еще только предстоит сделать? Чего хочет бизнес-сообщество от города?

Поводом для разговора об итогах и перспективах поддержки малого и среднего бизнеса в Череповце стал День российского предпринимательства, который вчера отмечала вся страна.

Объективно о бизнесе

В Череповце на 1 мая 2011 года зарегистрировано более 29 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). В этом секторе городской экономики занято более 48 тыс. человек. А с учетом индивидуальных предпринимателей — в секторе малого и среднего предпринимательства трудится 32,8 % от общего числа работающих горожан. В 2010 году городской бюджет пополнили более 600 млн руб. налоговых отчислений от субъектов МСП, что составляет 12,4 % от общего объема собственных доходов города. Для Череповца, который является крупным промышленным центром, это весьма неплохие показатели. Также благодаря усилиям городских властей и самого бизнес-сообщества в I квартале 2011 года количество субъектов МСП выросло на 13 % по сравнению с прошлым годом.

Какие сферы деятельности наиболее популярны у череповецких предпринимателей? Лидирующую позицию в 2010 году занимает сфера, объединяющая услуги, мелкосерийное производство, деятельность в сфере образования, здравоохранения, спорта и ремесленничество. На втором месте — торговля. Два года назад, в 2008 году, все было иначе: уверенно лидировала торговля, на втором месте расположились транспортные услуги и связь. Безусловно, что на расстановку сил повлиял экономический спад, который ощутила вся Россия. Но это и результат кропотливой работы города, который ставит перед собой задачу качественного изменения структуры экономики.

Город и бизнес

Как же городские власти помогают предпринимателям? В Череповце создан Координационный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства. Это позволяет формировать законодательную базу города с учетом интересов бизнес-сообщества, а также оперативно решать проблемы в сфере МСП.

Так, в конце 2010 года удалось предотвратить рост земельного налога, который ожидался в связи с переоценкой кадастровой стоимости земли. В итоге городские власти приняли решение о введении понижающих коэффициентов к процентным ставкам налога. В прошлом году была достигнута договоренность о постепенной реконструкции мелкорозничных торговых объектов. В итоге на смену неблагоустроенным киоскам и палаткам на улицах города приходят стационарные павильоны, которые отвечают всем современным требованиям и органично вписываются в городской дизайн. И при этом сохранено более 250 торговых точек, более 400 рабочих мест. Также в прошлом году было принято решение о продлении срока выкупа арендуемых у города помещений с 5 до 7 лет. В ответ на эти действия городское бизнес-сообщество становится социально ответственным: повышает качество предоставляемых услуг, создает новые рабочие места, участвует в социально значимых для населения города проектах.

Не без проблем

Но 2011 год принес городскому бизнес-сообществу немало проблем. По результатам мониторинга деятельности МСП за I квартал текущего года, который проводило НП «Агентство городского развития», выявлены следующие трудности. По причине роста единого социального налога, увеличения коммунальных затрат, роста тарифов на энергоносители прибыль компаний снизилась, и в некоторых случаях более чем на 90 %. Увеличение налогов для малого и среднего бизнеса не только не приводит к росту доходной части бюджета, но и имеет обратный эффект. Этот вопрос может разрешиться только на федеральном уровне. Поэтому уже подготовлено экономически обоснованное обращение городской администрации в адрес Законодательного собрания области о необходимости снижения размеров страховых взносов и сохранения единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Справка.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В Череповце с 1999 года работает некоммерческое партнерство «Агентство городского развития». Именно эта структура реализует несколько направлений поддержки МСП, которыми можно воспользоваться на любом этапе бизнеса:

• Повышение квалификации и развитие компетенций. В 2010 году проведено 180 образовательных мероприятий, на которых обучились 2382 человека. Итог — создано 581 предприятие и 1019 рабочих мест.

• Имущественная поддержка. На базе бизнес-инкубаторов в 2010 году предоставлены оборудованные офисные помещения 34 компаниям. Итог — создано 11 предприятий и 123 рабочих места. Ближайшая перспектива — создание в Череповце технопарка малого бизнеса. На эти цели с 2011 по 2015 год из областного и федерального бюджетов будет выделено 152,5 млн руб. В результате планируется разместить в технопарке 50 предприятий, которые создадут 350 рабочих мест.

• Финансовая поддержка. В 2010 году 106 субъектов МСП получили финансовую поддержку из областного бюджета на общую сумму 45,6 млн руб. Итог — создано 143 предприятия и 647 рабочих мест, сохранено 1889 рабочих мест.

• Информационно-консультативная поддержка. В 2010 году проведено более 16 тысяч консультаций для предпринимателей по различным вопросам: бухгалтерия, юриспруденция, налоги, экономика.

• Содействие развитию деловой среды. В 2010 году проведено 91 мероприятие делового характера, которые посетили 2940 человек.

Справка.

Авторитетное мнение

Заместитель мэра по социально-экономическому развитию Михаил Ананьин отмечает, что потенциал череповецкого предпринимательства очень велик и до конца не раскрыт:

— Малый и средний бизнес — важнейший элемент городской экономики. Но развитие предпринимательства в Череповце возможно только при активном взаимодействии бизнеса и власти. И на этом пути нами уже сделано много. Так, за три последних года удалось изменить структуру городского бизнеса. Торговля уже не лидер, вперед вышли сферы переработки и услуг. Для нас это хороший показатель, но останавливаться не стоит: необходимо прежде всего развивать диалог власти и бизнеса, и у Череповца в этом отношении есть огромный опыт и неплохие наработки. Я считаю, что малый и средний бизнес — не инвалид, и его не надо постоянно поддерживать. Предпринимательству необходимо помогать в инновационном развитии, и это следующий этап нашей совместной работы.

Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 27 мая 2011 г.

Спонсор материала: в наши дни торговля всё больше уходит в интернет. Для бизнеса в сети недостаточно просто создать интернет-магазин, понадобится и раскрутка сайта, в первую очередь, продвижение в поисковых системах. Продвижение будет генерировать стабильный трафик, то есть приток ваших потенциальных клиентов.