Детские школы искусств меняют статус
У них появится свой образовательный стандарт, а у выпускников — дипломы государственного образца.
Изменение правового статуса и основ функционирования детских школ искусств теперь закреплено официально. 8 июня Совет Федерации одобрил принятый неделей ранее Госдумой законопроект, вносящий изменения в работу детских школ искусств.
Напомним, с 1992 года, когда был принят закон «Об образовании», детские школы искусств попали в категорию «дополнительное образование». После этого изменился статус образовательных программ, требования к образовательному процессу и статус педагогов, работающих в этих школах.
В настоящее время в детских школах искусств отсутствует обязательный образовательный стандарт.
По окончании обучения ребенок не проходит обязательной итоговой аттестации и не получает диплома государственного образца.
Социальные гарантии педагогов детских школ искусств отличны от соцгарантий их коллег в общеобразовательных школах: ставка 24 часа (при меньшей зарплате) против
— То, что сейчас есть, просто ужасно, — говорит Ольга Юркова, директор Череповецкого областного училища искусств и художественных ремесел им. В.В.Верещагина. — Статус дополнительного образования делает его необязательным: сегодня ребенок захочет петь, завтра танцевать. Отсутствие документа об окончании образования тоже плохо. Получается, мы берем маленьких детей, они поступают на программу «дополнительного образования», получая общеэстетическое развитие.
По мнению Ольги Юрковой, единственный выход в этой ситуации — введение предпрофильной подготовки:
— Наша система образования традиционно трехступенчатая: школа — училище — вуз. Невозможно за три года научить тому, что нужно изучать лет пятнадцать.
Принятый Госдумой законопроект говорит именно об этом: в школах искусств предполагается реализовать дополнительные предпрофессиональные образовательные программы, требования к которым будет устанавливать Министерство культуры РФ. По окончании учебы и при прохождении итоговой аттестации ребенок получит свидетельство об освоении программы.
Будет ли изменен статус преподавателей — неизвестно. Как заявляют законодатели, сейчас они готовят обращение и к Минобрнауки, и к Минздравсоцразвития, отвечающему за пенсионное обеспечение. Каков будет результат, покажет время. Пока же остается ждать, когда принятый законопроект будет опубликован и вступит в действие. Депутаты пообещали не затягивать этот процесс.
Справка.
Также внесены изменения в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства). Теперь поступающие на послевузовское образование могут готовить не научный труд, а некий творческий продукт по своему профессиональному направлению.
Марина Белая,
Газета "Речь", 11 июня 2011 г.