25 метров без спиртного



Как обезопасить горожан от алкоголя и сохранить бизнес? Городские власти нашли компромисс.

Под удар «закона о 25 метрах» в Череповце попадают 16 магазинов и два предприятия общепита. 28 мая депутатам городской думы предстоит принять решение, на каком расстоянии от школ и больниц с 1 июня нельзя будет торговать спиртным.

Между бизнесом и народом

Тема установления границ прилегающих к организациям и (или) объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, вызвала в Череповце большой резонанс. И надо отдать должное мэру Юрию Кузину — с его подачи эта тема стала предметом широкой общественной дискуссии. Более 2 000 горожан приняли участие в обсуждениях в СМИ, социальных сетях в Интернете и в публичных слушаниях, которые из мэрии пришлось переносить в большой зал Дворца металлургов из-за большого числа собравшихся. Напомним, что тогда звучали предложения о введении ограничений на 10, 25, 50 и даже 100 мет-ров. Перед руководством муниципалитета стояла архисложная задача — найти компромисс в вопросе, в котором стороны занимают противоположные точки зрения: с одной стороны горожане, которым активно не нравится пьянство населения, с другой — обширный круг предпринимателей и, кстати, тех, кто работает на них, чьи доходы во многом завязаны на торговле спиртным. И еще один аспект: от этих доходов зависит и наполняемость городской казны, думать о которой команда мэра тоже обязана. Что в итоге решили предложить на суд депутатов городские власти?

— Мы услышали и постарались учесть мнения обеих сторон: горожан и представителей бизнеса, — подчеркнул зам. мэра Михаил Ананьин в выступлении перед депутатами гордумы, предваряя свой рассказ о варианте, разработанном мэрией. — Мы исходили из оптимального принципа: и не навредить противодействию алкоголизации населения, и не загубить бизнес.

Ограничения для продажи

Итак, с 1 июня 2013 года алкоголь нельзя будет продавать в радиусе 25 метров от всех детских учреждений (детсады и начальные школы), а также от школ, лицеев, гимназий, вузов, колледжей и центров дополнительного образования детей.

25-метровая зона также распространяется на все больницы, поликлиники и реабилитационные центры, рынки, вокзал, военные учреждения, спортивные объекты.

При этом есть исключение. 19,5 метра составит радиус запрета в случае с прочими образовательными учреждениями (автошколы, школы охраны, центры по повышению квалификации) и прочими медицинскими организациями (санатории, станции скорой медицинской помощи, кабинеты врачей, по приему анализов и освидетельствованию водителей).

Под эти предлагаемые ограничения на сегодня попадают четыре магазина: «Искра» — ул. Ленинградская, 16 (рядом поликлиника № 7), «Подсолнух» — ул. Городецкая, 4 (рядом частный медцентр по развитию детей), «Чикаго» — ул. Наседкина, 12 (соседство с частной стоматологией), и «Пищеторг» — Советский пр., 30-б (рядом сразу три объекта: частная стоматология, центр по изучению иностранных языков и учебный центр для детей).

Еще три торговые точки требуют уточнения расстояний — это магазины «Дикси» на ул. Окинина, 8/31 (рядом химико-технологический колледж), и «Магнит» на ул. Устюженской, 1а (вблизи филиал вуза), а также универсам «Меркурий» на Шекснинском пр., 25 (рядом с центром детского творчества).

Плюс два объекта общественного питания — суши-бар «Токио» на ул. Командарма Белова, 36 (соседство с автошколой), и кафе «Пятачок» на ул. Краснодонцев, 7 (здравпункт на предприятии от горбольницы № 2).

Запрет по продаже спиртного радиусом в 100 метров будут действовать в отношении магазинов, расположенных вблизи от опасных производств — территория ЧерМК ОАО «Северсталь», ОАО «ФосАгро-Череповец» и ОАО «Северсталь-метиз».

Временный запрет на продажу алкоголя в радиусе 100 метров от мест массового скопления горожан распространяется на девять торговых точек и предприятий общепита: по одному возле Дома музыки и кино и пл. Металлургов, три расположены вблизи от пл. Строителей и четыре рядом с пл. Химиков. Для этих магазинов и баров будут вводиться ограничения на время проведения массовых мероприятий.

Позиция мэрии

— Мы предлагаем для предприятий общественного питания ввести дифференцированный подход, — пояснил Михаил Ананьин. — Поскольку при введении жесткой нормы запрета радиусом 25 метров в городе могут закрыться 25 кафе, баров и ресторанов. Коридор между 19,5 метра и 25 метрами позволит отрегулировать и сохранить работу действующих предприятий общественного питания, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Тем более что федеральное законодательство позволяет нам смещать в любую сторону 25-метровую границу в размере 30 %. У нас нельзя ко всем объектам применять одну и ту же цифру, иначе мы отсекаем и ставим под удар значительное количество коммерческих объектов. И эти границы — минимум 19,5 метра, максимум 25 метров — позволяют нам варьировать.

В пояснительной записке отдельное внимание уделено сразу четырем ресторанам и кафе: «Славянский дворик», «Мюнхенское пиво», «Араз» и «Фуд Фэктори», для которых предлагается установить зону ограничения в 10 метров с целью сохранить популярные у горожан заведения.

Кстати, радиус 25 метров — это значительное ужесточение действующих правил. На сегодня ограничения касаются 25 метров в обе стороны от входа по тротуару. Заведения, расположенные напротив через дорогу, под эти ограничения практически не попадали. Учитывая особенности застройки Череповца, специалисты мэрии подсчитали, что к заведениям, расположенным в радиусе 25 метров, предстоит пройти по пешеходной зоне до 50 метров.

От чего и как считать? На этот вопрос депутатов Михаил Ананьин отвечал дважды:

— Например, сейчас все школы и больницы имеют свою огороженную территорию. Отсчет радиуса запрета на продажу спиртного будет начинаться от центрального входа на территорию учреждения. Если какая-либо организация из списка не имеет своей территории, то отсчет будет вестись от входа в здание.

Городские власти представили депутатам и свои расчеты, что будет, если в городе ввести ограничительную зону для всех учреждений радиусом 50 и 100 метров. Это повлечет за собой закрытие от 20 до 100 продовольственных магазинов и от 74 до 102 предприятий общественного питания, что приведет к сокращению от 701 до 2 036 рабочих мест и резкому падению уровня зарплат в сфере торговли. Эти прогнозы основываются на том, что в среднем 30 % выручки каждого череповецкого продовольственного магазина приходится на продажу алкоголя.

— Тема алкоголя в Череповце обсуждается в течение полугода очень активно, — отметил мэр Юрий Кузин. — Звучат противоположные мнения. Есть сторонники жестких ограничений, которые говорят не только о 100 метрах, но и о 500 метрах. И я напоминаю уважаемым депутатам, что окончательное право выбора в данном случае остается за вами. Примите ограничение в 500 метров, пожалуйста. Но нужно понимать и последствия данного решения — ни одной точки розничной торговли и точки общепита в Череповце не останется. Вы также можете определить минимальное расстояние до этих точек, и последствия также можно легко спрогнозировать. Вообще, мы только в самом начале этого пути, и те инструменты, которые определены для нас федеральным законодательством, пока несовершенны. Мы готовим целый ряд предложений по корректировке федеральных законов, которые позволят сделать инструмент контроля за рынком по реализации алкоголя более тонким, гибким и направленным прежде всего на снижение потребления алкоголя. Мы сегодня говорили о том, что необходимо сокращать количество точек продажи алкоголя. Но определяющую роль в этом вопросе играет спрос. Алкоголь покупают не для того, чтобы его коллекционировать или выливать. Уровень алкоголизации общества очень высокий. И с этим пагубным явлением нужно бороться.

— Вторая часть программы, которую представил сегодня Михаил Ананьин, вызвала наименьший интерес, но именно в ней основная суть, — обратил внимание депутатов Юрий Кузин. — Главный инструмент снижения уровня потребления алкоголя — это стимулирование населения к регулярным занятиям спортом и физкультурой, это предоставление такой возможности, это расширение социальных городских программ. Я предлагаю детально разбираться не только в той части, которая определяет дистанции и радиусы запрета, а именно в этих социальных программах. По поводу радиусов запрета нужно понимать, что корректировки будут вноситься ежегодно на федеральном и региональном уровне. И я уверен, что это будут поправки не для расширения возможностей реализации алкоголя. Представители бизнеса должны четко понимать, что это инструмент влияния на алкогольный рынок, который определило государство. Важно этим инструментом пользоваться осторожно и грамотно, не дискредитировать идею. Каждый шаг должен быть обдуман и последователен. Мы готовы к диалогу с депутатами, и, повторюсь, именно за вами остается право окончательного решения.

Мнения и вопросы депутатов

Михаил Суханов, депутат:

— Как просчитать такой вариант, что школьник сможет в течение перемены запросто приобрести алкоголь? Зачем мы делаем скидку до 19,5 метра, тем самым приближая к школам спиртное?

— Вы говорите о школах, но мы-то говорим об образовательных учреждениях, — пояснил Михаил Ананьин. — Какой вред будет нанесен автошколе, если на расстоянии 19,5 метра будет магазин, кафе или ресторан? Мое мнение таково, что даже ограничение в три километра не решит кардинально проблему алкоголизации. Найдутся люди, которые без проблем сходят, купят, вернутся и приведут себя в соответствующее состояние независимо от запретов...

— Я считаю, что данный проект не готов и требует доработки, — резюмировал Михаил Суханов. — Необходимо единое понимание, и в том числе у тех, кто участвовал в общественных слушаниях. Нужно узнать, что думают родители школьников, детсадовцев, работники здравоохранения об этих расстояниях. Возможно, тогда мы придем к более взвешенному и полезному решению. В ответ на это предложение Михаил Ананьин заявил, что прошло уже достаточно общественных слушаний и дискуссий: позиция горожан вполне понятна.

Сергей Ильин, депутат:

— У нас кафе и рестораны по метражу ограничения равны независимо от того, какое детское учреждение находится рядом?

— Для общественного питания, а именно для ресторанов и кафе, мы выделяем ограничения в 8 — 10 метров, — пояснил Михаил Ананьин. — Мы все прекрасно понимаем, что в рестораны не бегают школьники за алкоголем. И это не противоречит федеральному законодательству.

Александр Чернов, депутат:

— Нельзя ли сделать мак-симальное ограничение в 100 метров для тех, кто в будущем решит открыть питейное заведение? Чтобы учебные заведения не обрастали новыми точками.

— У нас более чем адекватный бизнес, — ответил Михаил Ананьин. — И он не ориентирован на приближение к объектам образования и здравоохранения. Там, где уже сложились условия и был спрос, места все заняты и распределены. При этом бизнес просчитывает и оценивает риски на будущее. И понимание того, что на федеральном уровне меры будут только ужесточаться, есть. Итог 40-минутной дискуссии: 10 депутатов проголосовали за то, чтобы внести данное предложение на голосование гордумы в существующем виде, против — четыре, один воздержался. 28 мая гордума должна поставить точку в этом вопросе.

Мнения горожан

Поскольку градус общественной дискуссии по этому вопросу в Череповце достаточно высок, череповчанам не составило труда быстро отреагировать на данное обсуждение.

Лариса Полякова:

— Удивлена, почему площадь у Дворца металлургов не попала в зону запрета продажи спиртного во время любых массовых мероприятий! Рядом храм, здесь много гуляет детей, это общественное место, рядом с которым не должны вообще продавать спиртное, не говоря про праздники — Новый год и День металлурга. Но при этом магазина на ул. Мамлеева в списках нет.

Марина Николаевна, медсестра:

— А почему в списках на закрытие нет палатки у городской больницы № 1? Там же работает мини-кафе, где запросто можно приобрести алкоголь на розлив. У нас огромное количество пациентов страдают от соседства с этой торговой точкой, в которой приобрести нормальные продукты нельзя — ориентир только на алкоголь.

Николай Владимирович, постоянный читатель:

— Мне кажется, что надо говорить не о запретах для ресторанов, а обратить внимание на дешевенькие распивочные на каждом углу.

Ирина Самойлова, продавец:

— А я рада, что череповецкие власти подумали об интересах работников торговли. Мне хозяин сразу говорил, что, если запретят продажу спиртного, он закроется. Невыгодно торговать, мол. А куда я пойду работать в свои 47 лет?

Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 24 мая 2013 г.