3 млрд на областные дороги



С 1 января 2012 года финансирование строительства и ремонта областной дорожно-транспортной сети будет увеличено почти в три раза. Откуда возьмутся столь крупные средства? Из Дорожного фонда области, который возвращается спустя несколько лет после закрытия. При этом Череповец и другие муниципалитеты вправе создать свои Дорожные фонды.

Контроль за каждой копейкой

Качественные дороги региону необходимы не только для жизни, но и для экономического развития. 31 августа депутаты Законодательного собрания области единогласно проголосовали за принятие закона «О Дорожном фонде Вологодской области», который был подготовлен правительством области.

Главное отличие нового фонда от прежнего — четкое целевое назначение средств: тратить деньги можно только на дорожную сеть. При этом новый закон позволяет выделять из фонда субвенции муниципалитетам и районам для ремонта и строительства дорог уже районного значения. Механизм контроля за движением финансовых средств также досконально прописан. Кстати, каждый муниципальный район области отныне имеет право создать свой Дорожный фонд, куда смогут поступать средства от транспортного налога на физических лиц. Но и здесь остается главным условием целевое расходование средств и максимальная прозрачность всех финансовых потоков.

В 2012 году на дорожную деятельность планируется выделить 3 млрд 395 млн руб. Для сравнения: в 2011 году на дорожное хозяйство область потратит 1 млрд 400 млн руб. Все эти средства будут аккумулироваться в Дорожном фонде. Сумма эта для департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области весьма значительная. Где строить и какие трассы ремонтировать? Череповец, например, давно страдает от пробок на отворотке с федеральной трассы Вологда — Новая Ладога в сторону Белозерска и Кириллова. Здесь каждую пятницу стоят сотни машин — нужна четырехполосная дорога. Тем более что это единственная дорога для туристов.

— Сейчас мы приступили к формированию программы по ремонту и строительству дорожной сети области, — поясняет начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Сергей ДРОНЧКОВСКИЙ. — Эта работа завершится до конца 2011 года. Конечно, мы учитываем мнение вологжан. Но исходя из состояния дорог — все-таки долгое время дороги области страдали от нехватки финансов — нами определены самые важные направления. Это подъездная автомобильная дорога к поселку Ломоватка в Великоустюгском районе, автодорога Вологда — Медвежьегорск на участке Белый Ручей — Девятины в Вытегорском районе. Мостовой переход через реку Мологу у поселка им. Желябова в Устюженском районе и мостовой переход через реку Печеньжицу на автодороге Чуриловка — Великодворье в Тотемском районе. В любом случае в список объектов будут вноситься дополнения и изменения — мы только начали его готовить.

Удар по бездорожью

По планам правительства области в 2013 году (спустя год после начала работы Дорожного фонда) расходы на дороги будут также увеличены: на дорожное хозяйство выделят уже 3 млрд 916 млн руб., что на полмиллиона рублей больше, чем в 2012 году. Откуда возьмутся деньги на такие масштабные планы? Список одиннадцати источников формирования Дорожного фонда закреплен в законе (см. иллюстрацию). Неужели настолько серьезно увеличатся налоги и штрафы?

— Конечно нет. До сих пор все эти налоги, сборы и штрафы не были четко привязаны к каким-то конкретным расходам, — поясняет председатель постоянного комитета по бюджету и налогам областного парламента Алексей КАНАЕВ. — Мы уже сейчас собираем эти деньги, но тратим их не на дороги, а на любые другие цели. Сейчас мы можем сказать вологжанам: с 2012 года эти деньги пойдут только на дороги области. Создание областного Дорожного фонда ни в коем случае не повлечет роста транспортного налога для юридических лиц, основной источник — акцизы на нефтепродукты, а их существенный рост не планируется.

Мало того, Дорожный фонд станет стимулом для развития экономики области и реальным фактором поддержки предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.

— На самом деле на дорогах завязано очень многое, и правительство области представило нам взвешенный и очень своевременный законопроект, — рассказывает председатель постоянного комитета по экономической политике и собственности областного парламента Евгений КОРОТКОВ. — Сейчас главное — правильно с экономической точки зрения выбрать объекты для дорожного ремонта или строительства. И здесь, мне кажется, нужно в первую очередь приводить в порядок дороги, которые ведут к крупным предприятиям области, расположенным в районах. Это и сельскохозяйственные холдинги, и лесозаготовительные и лесоперерабатывающие заводы. Это не только позволит создавать рабочие места на самих дорогах, но и привлечет новых партнеров, снизит транспортные расходы. Удар по бездорожью всегда вдохновляет экономику.

Требуются дороги

Скептики скажут: «Был у нас Дорожный фонд, только дороги денег не получали. Зачем все это возрождать?»

Для возрождения фонда есть несколько причин.

Во-первых, на сегодня лишь 4 % протяженности региональных дорог соответствует нормативным требованиям. А это не только ямы и ухабы, но и человеческие жизни: вологжане травмируются и гибнут в ДТП, не имея возможности быстро получить медицинскую помощь.

Во-вторых, на Вологодчине без постоянной транспортной связи по дорогам с твердым покрытием проживают более 30 тыс. человек в 1957 сельских населенных пунктах.

В-третьих, анализ динамики финансирования дорожного хозяйства Вологодчины за последние 10 лет показывает неуклонное снижение расходов.

В-четвертых, региону не хватает средств на текущее содержание дорожной сети. В соответствии с нормативами на содержание областных дорог в 2011 году требуется 2 млрд 946 тыс. руб. При этом выделено из областного бюджета 904,5 млн руб. Почему так мало? Дефицитный бюджет, последствия кризиса, необходимость выполнять социальные обязательства. Все это неоднократно становилось темой для жестких дискуссий в правительстве области. Отныне в дорожном вопросе поставлена точка.

Справка

Источники формирования Дорожного фонда Вологодской области.

Акцизы на автомобильный бензин и ГСМ, производимые на территории России и подлежащие зачислению в облбюджет.

Транспортный налог с организаций.

Плата за использование имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Передача в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог.

Плата за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.

Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам.

Штрафные санкции за нарушение договорных обязательств по договорам подряда на выполнение работ за счет средств Дорожного фонда.

Госпошлина за выдачу разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Субсидии и субвенции из бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольные пожертвования.

Справка.

200 км — норматив ежегодного ремонта автодорог для регионов, установленный правительством РФ.

В 2000 — 2002 годах:

  • 60 — 120 км областных автодорог строилось ежегодно,
  • 160 — 170 км областных автодорог ремонтировалось ежегодно.

В 2008 — 2010 годах:

  • 10 — 30 км автодорог строилось ежегодно,
  • 40 км автодорог ремонтировалось ежегодно.

В 2012 — 2013 годах:

более 7 млрд руб. будет выделено на автодороги области, что позволит не только выполнить нормативы по ремонту дорожного полотна, но и увеличить километраж новых дорог.

Полина Удовиченко,
Газета "Речь" 5 сентября 2011 г.