Автосалоны стремительно пустеют
Череповчане спешат потратить свои сбережения на покупку машины.
Автомобили, как подержанные, с пробегом, так и новые премиум-сегмента, разлетаются сейчас, словно горячие пирожки у студенческого общежития. По мнению череповецких дилеров, это всего лишь начало конца, поскольку потом продажи, скорее всего, встанут.
Реализуется отложенный спрос
Основных тенденций сегодня три: снижение покупательной способности населения при временном увеличении спроса, рост цен на авто и увеличение продаж подержанных автомобилей, принятых по трейд-ин (торговая схема по обмену бывшей в эксплуатации машины на новую или другую подержанную с доплатой).
— Спад продаж идет уже давно, но, когда обострилась ситуация с курсами валют, те, у кого были сбережения, решили их срочно куда-нибудь определить, — говорит Василий Олипа, менеджер автосалона «Реал Моторс». — Если у человека есть, к примеру, 500 тысяч, он не купит на них даже комнату в общежитии, но деньги во что-то вкладывать надо. Основным объектом личных инвестиций, как правило, кроме недвижимости, являются автомобили. Сейчас многие решили реализовать свой отложенный спрос и пустить средства на приобретение машины. Если мы посмотрим по автосалонам Череповца — все, что находится в сегменте до 500 тысяч, уже сметено. В некоторых случаях это даже оборачивается дефицитом особо ликвидных моделей и комплектаций. Скуплено практически все, включая машины с тест-драйва (автомобили для пробных поездок — авт.). Думаю, что до конца года даже те, кто пока не решался потратить свои деньги, постараются их реализовать. На фоне общей негативной динамики нынешний всплеск продаж обусловлен именно этим.
Цены растут
Производители же повышают цены. Разумеется, автомобили, которые собираются в России, дорожать будут медленнее; но в них много иностранных комплектующих, поэтому рост цен на них неизбежен, и он уже начался. Автомобили стремительно дорожают и в странах ближнего зарубежья. Так, по словам руководителя отдела продаж по Череповцу группы компаний «Авангард» Ивана Назарова, ажиотажный спрос на люксовые модели, особенно в Москве и Петербурге, обусловлен еще и этим:
— Склады распродают. Автопродавцы из Узбекистана и Казахстана, где цены уже очень сильно поднялись, выкупили практически все. К примеру, здесь они берут автомобиль за 1 млн 200 тысяч, а у себя перепродают почти за два миллиона, абсолютно не напрягаясь.
«Бэушное» оживление
Еще одна тенденция последних месяцев: покупатели все больше обращают внимание на автомобили б/у.
Если раньше стать первым владельцем авто было и престижнее, и предпочтительнее в плане дальнейшего гарантийного обслуживания, то сегодня многие считают, что нет смысла переплачивать за новый автомобиль, если у двух-трехлетнего автомобиля сохраняются те же потребительские свойства. Можно купить годовалую машину с дисконтом в 20 % от цены новой, что весьма существенно.
— Опасаясь дальнейшего роста цен, клиент быстрее расстается со своим автомобилем, — говорит Иван Назаров. — Если всего несколько месяцев назад покупателей приходилось убеждать сдавать старую машину в зачет новой, то теперь они готовы делать это максимально быстро. На рынке подержанных автомобилей сейчас очень много интересных предложений. Если сравнивать с прошлым годом, то такого оживления не было. Клиент торопится заключить договор и отдать деньги. Ему не особенно важен цвет или комплектация. Клиент заплатил и ждет, когда машина к нему придет. Все — он успел. В Вологде в этом отношении дела обстоят спокойнее.
На грядущий год делать какие-то определенные прогнозы дилеры не спешат. По их словам, автомобильный рынок насытился и впал в стагнацию еще пару лет назад. Понятно одно: ожидается существенный спад продаж, на который производители и продавцы обязаны будут реагировать. Но уже сейчас не все автосалоны могут позволить себе держать в наличии полный модельный ряд или продавать автомобили в кредит.
Российская статистика
Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) сообщает в своем отчете, что продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России в ноябре этого года снизились на 1,1 %, или на 2 620 штук, по сравнению с ноябрем 2013 года. Общий объем продаж составил 229 439 автомобилей.
В январе — ноябре российский автомобильный рынок снизился на 11,6 %, или на 292 489 штук проданных легковых и легких коммерческих автомобилей, по сравнению с тем же периодом 2013 года. Всего за 11 месяцев 2014 года продано 2 220 751 автомобилей.
Сайт АЕБ приводит комментарий Йорга Шрайбера, председателя комитета автопроизводителей: «В необычных условиях случаются неожиданные вещи. Так, продажи ноября превысили продажи октября и почти достигли уровня ноября прошлого года. В течение последних недель наблюдался небывалый спрос на автомобили в рознице, ему способствовали программа государственных субсидий и настроение покупателей, спешащих сделать покупки до ожидаемого повышения цен в новом году. Прогноз на декабрь также довольно оптимистичный, что повышает шансы на достойное закрытие этого трудного для российского автомобильного рынка года».
Илья Драницин,
Газета "Речь", 12 декабря 2014 г.