Без бутылки не обойтись... бизнесу



Череповецкое отделение общественной организации предпринимателей «ОПОРА РОССИИ» выступило с инициативой снять часть запретов на торговлю крепким алкоголем. Ряд предпринимателей города доказывают свое право на продажу спиртного в суде.

Председатель череповецкого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Орлов заявил, что для развития торгового бизнеса оптимальным вариантом будет полная отмена областного закона, который запрещает торговать спиртным крепче 15 % с 21.00 до 9.00 следующего дня. Предприниматель предлагает руководствоваться только федеральным законом, устанавливающим запрет с 23.00 до 8.00.

— Многие торговые точки вынуждены были пересмотреть режим работы, а это все сказывается на выручке, количестве задействованного персонала. Запрет продажи алкоголя ставит под вопрос актуальность существования самой торговой точки, — отметил Орлов.

Бизнесмен приводит данные, согласно которым за 2011 год в Череповце количество правонарушений, совершенных в пьяном виде, выросло на 47 %, несмотря на действие запретов. По субъективным оценкам предпринимателей, растет и общее количество потребляемого спиртного.

По мнению председателя городской Думы Андрея Подволоцкого, бизнесмены манипулируют цифрами, и рост числа правонарушений связан в основном с закрытием вытрезвителя.

— Речь пока идет чисто об экономике, — отмечает Андрей Подволоцкий. — Когда вводился запрет, разговор был несколько о другом: морали, сохранении здоровья. Если «ОПОРА РОССИИ» хочет снять запрет, то пусть проведет публичные слушания, инициирует обсуждение. Просто так вынести эту инициативу на заседание гордумы, конечно, можно, но велика вероятность, что проект просто завернут.

Тем не менее бизнесмены настаивают на том, чтобы их инициатива прошла слушания в Думе. Кроме того, они предлагают внести ряд коррективов и в готовящиеся сейчас нормативы, регулирующие торговлю алкоголем. В частности, речь идет о понятии мест массового скопления людей и особо опасных объектов, рядом с которыми продажа спиртного запрещена. По готовящимся документам, как утверждают предприниматели, получается, что торговать алкоголем нельзя будет даже возле автошкол или стоматологических кабинетов. А к особо опасным объектам отнесены эскалаторы и холодильники, что делает запрет абсурдным.

— Мы выступаем с инициативой конкретизировать эти ограничения, — объясняет Сергей Орлов.

По мнению мэра Юрия Кузина, нельзя вводить запреты ради запретов и отменять их ради того, чтобы отменить.

— Нужно рассматривать ситуацию в комплексе, — считает глава города. — Никаким законом и постановлением нельзя изменить ситуацию с пьянством. Если мы думаем, что примем одно постановление и через год все перестанут пить, то этого не будет. Это длительная работа.

К слову, рядовые череповчане уже давно научились обходить всевозможные запреты. Так, ночью водкой активно торгуют таксисты. Более того, организованы даже «службы доставки», которые предлагают купить по цене бутылки водки зажигалку, а сам горячительный напиток вручают как подарок от заведения. Таким образом торговцам удается работать полулегально. А наиболее предприимчивые горожане перехитрили и бизнес, и власть. Говорят, в одном из павильонов граждане покупают водку в разрешенное время, оставляют ее в шкафчике для вещей при входе и забирают ключ с собой. Поздно вечером возвращаются и просто извлекают бутылки из шкафчика, а затем располагаются компаниями вокруг павильона.

Другая головная боль малого бизнеса — запрет на продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых точках с 1 июля. Ларьки смогут торговать алкоголем до истечения срока действия лицензии. А для продления его уже придется доказывать лицензирующему органу, что твоя палатка — объект стационарный. У лицензирующего органа — департамента сельского хозяйства области — своя позиция на этот счет: стационарный объект приравнивается к объекту недвижимости, то есть капитальному строению. Предприниматели готовят документы в суд, чтобы эту позицию оспорить. Если не удастся, то порядка 70 — 80 малых предприятий города могут уйти с алкогольного рынка. Другой путь — перепрофилироваться либо вообще отказаться от торговли (такие факты уже есть).

Еще один момент — расширение влияния сетевиков на рынке пищевой продукции.

— С одной стороны, идет борьба с алкоголизацией населения. С другой — крупные магазины, супермаркеты от этого не закрываются, а малые торговые точки страдают, — говорит Олег Баринский, председатель НО РООР «Союз предприятий и предпринимателей потребительского рынка Вологодской области в сфере торговли и услуг». — Я считаю, что для нормального развития экономики у крупных сетей должны быть противовесы в виде малого и среднего бизнеса, нужно оставлять ниши магазинам шаговой доступности.

Почему череповецким ларькам грозит массовое закрытие? Имеющиеся в городе торговые павильоны фактически являются стационарными: площадь не менее 50 кв. м, кассовые аппараты, подключены к инженерным сетям, но... по документам эти объекты зарегистрированы на условиях временного размещения.

— В свое время договоры аренды переоформляли на договоры о временном размещении. Предпринимателей убеждали: деньги, которые вы платите за аренду, уходят в федеральный бюджет, а нужно бы деньги оставить в городе. И теперь обратной дороги нет. Так как нет привязки объекта к земле, невозможно зарегистрировать его стационарность. Если бы был договор аренды, это можно было бы сделать, — поясняет Баринский.

По расчетам бизнесменов, общее количество продаж алкоголя не уменьшилось. Просто в дневное время продажи значительно возросли, а после 21 часа — сократились.

— Вряд ли этими запретами можно решить проблему. Нарушает торговая точка закон — лишайте ее лицензии. А массово закрывать торговые павильоны — мера несправедливая, — сетует Олег Баринский.

СПРАВКА

151 протокол по нарушениям в сфере продажи алкоголя составлен УМВД по г. Череповцу за 2011 — 2012 гг., из них 25 — по продаже несовершенолетним.

ВРЕЗКА

Пенный напиток становится запретным

Как бы ни стремились предприниматели оспаривать законодательство, смягчающих решений пока не принято. Напротив, с 1 июля 2012 года ограничения по продаже алкоголя станут еще жестче, начнут действовать запреты и на пиво.

Табу на часы и метры

Раньше между администрацией города и местными бизнесменами возникали разногласия по поводу трактовки закона, регулирующего оборот алкоголя. Управление торговли рассылало письма о том, что с 22 июля 2011 года торговля крепким пивом после 23.00 запрещена. Кто-то им и так не торговал в столь поздний час, а кто-то протестовал. Однако никого за нарушение этого требования не оштрафовали.

С 1 июля все становится понятно. Вступает в силу новое понятие алкогольной продукции: пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции (за исключением кефира и других продуктов, установленных правительством). Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, тоже попадают под это определение. Соответственно, на пиво распространяются те же ограничения, что и на прочий алкоголь.

С 1 июля 2012 года запрещается торговля крепким пивом (с содержанием этилового спирта более 5 %) после 23.00, в том числе в нестационарных торговых объектах. Но пиво с меньшим содержанием спирта можно будет продавать в палатках до 1 января 2013 года, затем пиво из палаток должно исчезнуть полностью. Остальным магазинам с 1 января 2013 года нельзя будет торговать любым пивом после 23.00.

Установлены ограничения и на места продажи. Запрещена продажа алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, в учреждениях культуры (за исключением расположенных в них пунктов общественного питания) и спорта. С 1 июля реализация алкоголя запрещается не только в самих названных учреждениях, но и на прилегающих территориях, а также на автозаправочных станциях, остановках общественного транспорта, в нестационарных объектах.

Однако само понятие «прилегающая территория» законодательством пока не утверждено. Разработан только проект Порядка определения органами местного самоуправления прилегающих территорий, который должен быть утвержден правительством РФ. По этому проекту прилегающей территорией является 25-метровая зона. Если это постановление будет принято, в зону прилегающих территорий могут попасть не менее 1/3 предприятий продовольственной торговли города.

ВРЕЗКА

Пресечением продажи алкоголя подросткам занимается в Череповце специальная рабочая группа, собранная из представителей мэрии, ЦПП и — по согласованию — УМВД и прокуратуры. Контролем ночной продажи алкоголя занимается управление городской экономики и торговли. Отдельно с проверками в сфере продажи алкоголя выходит УВД.

По словам и. о. начальника управления торговли Татьяны Титовой, последние рейды показывают, что не отпускать водку после 21.00 продавцы уже научились, а вот с другими напитками, например кагором и настойками с содержанием спирта около 16 %, пока не все разобрались. Многие продают их, не считая крепкими. В магазинах самообслуживания все чаще стали устанавливать на кассы программу, не позволяющую пробить чек на крепкий алкоголь после 21.00.

А в отношении продажи алкоголя несовершеннолетним количество наказаний, скорее всего, увеличится, так как усилена доказательная база. Теперь на месте выявления правонарушения составляется протокол, который подписывают три участника рейда, к нему прилагается объяснение подростка, которому продали алкоголь, и продавца (если тот пожелал объясняться). Эти материалы направляются в Роспотребнадзор, где их рассматривают и принимают решение о вынесении наказания.

Андрей Ненастьев, Юлия Бочкарева,
Газета "Речь", 13 июня 2012 г.