Бюджет-2013: на что потратим?



В числе главных задач на ближайшие годы — увеличение зарплат бюджетников, строительство дорог с большим запасом прочности. На эти цели, в частности, пойдут сборы налога на землю по повышенной ставке. Об этом заявил на вчерашней пресс-конференции мэр Юрий Кузин.

Ипотека для бюджетника

Череповец не позволяет себе никаких излишеств. А деньги городу остро нужны: на увеличение зарплат врачей, учителей, воспитателей в детских садах, на строительство жилья для них и других бюджетников; на дороги, что сделает Череповец инвестиционно привлекательным. Где их взять? По словам мэра Юрия Кузина, к формированию налоговой политики на 2013-й и последующие годы власти подошла осторожно и взвешенно. На увеличение налога на землю для крупных и средних предприятий пошли из расчета, что мера не обернется серьезным ухудшением их положения.

— Мера вынужденная. Мы бы на нее не пошли, если бы бюджет города не оказался в такой ситуации, — заявил мэр. — Но такой подход оправдан и позволит решить часть проблем, к решению которых мы уже приступили в этом году, несмотря на ограниченный бюджет.

Что сделано? В плане эксперимента расширена практика компенсации расходов за наем жилья бюджетниками, что оказалось востребованным.

— Мы распространили ее на сферу здравоохранения и планируем расширить категории получателей в 2013 году, — говорит Юрий Кузин. — Мы просчитали механизм ипотечного стимулирования. На федеральном уровне заявлена такая форма поддержки, но нет механизма. Как это сделать на уровне города? Мы подготовили схему с вариантами компенсаций ставок по ипотеке, банковских платежей, порядок компенсации первоначального взноса. Что это дает? К примеру, начинающий педагог, врач — это минимальные зарплата, стажевые, надбавки. Возможность приобрести квартиру по ипотеке практически нулевая. Учреждение дает возможность приобрести однокомнатную квартиру. Да, человек получает свидетельство о праве собственности с обременением (к примеру, нужно оставаться в сфере), но это его квартира в отличие от варианта аренды. Ему компенсируется первоначальный взнос на 50 % или 100 % (в зависимости от участия областного бюджета). По предварительным расчетам, первые пять лет планируемые выплаты будут носить абсолютно льготный характер: примерно 3 800 рублей в месяц.

Как заявил мэр, в ближайшие семь лет город сможет построить порядка 700 квартир для бюджетников, и острота проблемы жилья будет снята.

Кроме того, на 2013 год заявлены четыре формы поддержки работников дошкольного сектора, доведение размера зарплаты до уровня средней в сфере образования.

Дороги, которые мы выбираем

А выбираем мы качество, новые технологии и гарантии. Юрий Кузин напомнил, что в этом году отремонтированы основные магистрали: ул. Ленина, пр. Победы.

— Пр. Победы не полностью, — уточнил глава города. — Планировали от ул. Мира до ул. Олимпийской, но помешали погодные условия. Ремонт участка от Ягорбского моста до ул. Мира перенесен на следующий год.

Приступили дорожники к ремонту ул. Краснодонцев (полотно в аварийном состоянии). Пока положен только первый выравнивающий слой на отрезке от ул. Гоголя до ул. Архангельской. В следующем году завершат строительство. Северное шоссе (также в аварийном состоянии): часть сделана, часть в следующем году.

— К слову, мы ушли от ремонтов картами: очень большие неоправданные затраты, карты на разрушенном полотне стоят недолго. Ремонты участками произведены на ул. Химиков, ул. Маяковского. Последняя особенно сложная, гаражи настроены так, что кессоны закопаны под дорогами.

По словам мэра, в этом году впервые применены новые технологические подходы в формировании дорожного покрытия — с предварительной фрезеровкой и укладкой щебеночно-мастичной смеси (ЩМА). Она без примесей, наполнение — гранит, связующая основа целлюлоза и битум высоких марок (поэтому он пористый). Первый слой — прочный, второй, ЩМА, — пластичный, удерживает основу при высоких и низких температурах. При грамотной эксплуатации не потребуется снимать верхний слой, то есть ремонт будет без переукладки асфальта. Гарантийный срок службы — 4 года, расчетный — 12 лет.

— Наша задача — вывести дорожную сеть на пониженный процент изношенности, до 70 %; в год ремонтировать не менее 10 — 15 % дорожного полотна, — говорит мэр. — Непростая задача, но в условиях ограниченных ресурсов другого выхода нет.

К слову, дорожники столкнулись и еще с одной проблемой. В 60 — 80-е годы строить торопились, где дренаж не сделали, где ливневку. Тут хоть улицу полностью разбирай — но очень дорого, поэтому жесткие требования предъявлены к новым дорогам. Кстати, приход иногородних дорожников (к примеру, питерский ВАД) задал новую планку дорожных стандартов, что хорошо.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 25 октября 2012 г.