Братья по классике. Хор и оркестр отмечают юбилеи
В декабре главные проводники серьезной музыки на череповецкой сцене, хор «Воскресение» и городской симфонический оркестр, дадут праздничные концерты.
Юбилейные вечера пройдут с интервалом в две недели — 7 декабря в училище искусств
За годы существования оба коллектива прошли огонь и воду, преодолели не один кризис и перемену исторических реалий, объездили множество городов и стран, завоевали награды и лестные отзывы публики. Но, пожалуй, главная их заслуга в том, что череповчане, даже ярые поклонники поп-музыки, все же не зовут Шуберта Шульбертом, а Шостаковича Штоштаковичем (исковерканные фамилии классиков взяты из монолога Аркадия Райкина).
О юбилейном концерте
— Праздничный концерт начнем с серьезных произведений Танеева и Калинникова, но на всем протяжении вечера будем разбавлять чем-то более веселым и музыкальными поздравлениями от гостей, конечно, — рассказал «Речи» руководитель камерного хора «Воскресение» Сергей Зуев.
Завершить концерт хор планирует совсем уж весело и неожиданно: джазовыми шлягерами под аккомпанемент череповецкого коллектива «Jazzed souls». На сцену один за другим будут выходить дирижеры из Санкт-Петербурга, Вологды и Череповца. В общей сложности Сергей Зуев уступит место за дирижерским пультом пять раз. Симфонический оркестр отметит свое
— Мы отмечаем не 25 лет оркестру, а 25 лет нашему содружеству, — говорит дирижер Валентина Голубева. — В последние сто лет в Череповце предпринимались неоднократные попытки создания симфонического оркестра, но дольше чем пять — семь лет оркестры у нас не жили. А мы существуем уже 25 лет, уже одним этим вошли в историю города. Мы поначалу хотели назвать праздничный концерт «Вместе — 25», но решили, что на афишах такое название будет непонятным.
Юбилейный вечер пройдет в виде гала-концерта. Специальных средств на празднование круглый даты оркестру не выделили — в городе и области финансовый кризис. А посему иной сцены, кроме сцены Дома музыки и кино, родной для коллектива, симфонисты не смогли арендовать.
— И мы решили обернуть минус в плюс, сделать ставку на домашнюю атмосферу и теплую встречу друзей, — говорит Валентина Голубева.
Музыкальных знаменитостей (вроде Николая Носкова, с которым оркестр выступал) и гостей издалека на концерте не будет. Вечер откроется рассказом Валентины Голубевой о том, как и чем живет коллектив сейчас. Часть публики услышат голос обычно молчаливого дирижера впервые. Экскурсы в историю будут перемежаться исполнением наиболее ярких произведений городского симфонического. Вместе с оркестром выступят солисты Филармонического собрания, певец Сергей Санкин, вокалистка Светлана Колесникова из Вологодской филармонии, юные таланты Череповца.
О коллективе
Дорогу длиной в четверть века вместе с оркестром и Валентиной Голубевой прошло большинство нынешнего состава. Несмотря на все исторические перипетии в стране и городе, текучка в городском симфоническом всегда была меньше, чем где бы то ни было. Сегодня численность коллектива варьируется в зависимости от исполняемой программы от сорока до сорока семи музыкантов. На небольших череповецких сценах состав может показаться гигантским, но по канонам классического симфонического оркестра полсотни музыкантов — это сильно урезанный вариант. «Я говорю своим музыкантам, что мы, возможно, самый маленький симфонический оркестрик в мире», — говорит Валентина Голубева.
— В конце
Камерный хор «Воскресение» по пути из прошлого в настоящее потерял более трех четвертей коллектива. «Многие уехали из Череповца и из России», — говорит Сергей Зуев. Сегодня коллектив насчитывает 44 хориста; женщин в составе больше, чем мужчин. «Изначально хору дали 24 ставки, но в реальности певцов всегда было больше — в районе 40 — 50 человек», — говорит Сергей Геннадьевич. В середине нулевых хор «Воскресение» выступал по всей Европе, совершив несколько гастрольных поездок. В последние годы коллектив ведет оседлый образ жизни — нет финансирования поездок.
О публике
По мнению Сергея Зуева, с годами череповецкая публика все меньше желает слушать и все больше тянется к визуальному. А борьбу с красочными шоу выиграть непросто.
— На классические концерты люди сейчас не ломятся, — констатирует он. — Это при том, что мы все реже поем сложные хоровые произведения и все больше развлекаем. Раньше каждая программа была событием, ее обсуждали, сейчас премьеры проходят незаметно.
У дирижера симфонического оркестра Валентины Голубевой на этот счет иное мнение.
— С публикой за четверть века произошли разительные перемены, — считает дирижер симфонического оркестра. — Чисто внешний момент. Лет 20 назад человек, идущий по городу с футляром, в котором переносят музыкальные инструменты, рождал странную реакцию. Одни начинали отпускать шуточки на тему «ты чего, автомат несешь?», другие проявляли агрессию. Сейчас в автобусах и на улицах на людей с футлярами смотрят с уважением.
По словам Валентины Голубевой, работа симфонического оркестра и других творческих коллективов с детьми (концерты в детских садах, школах и так далее) дает свои плоды. В городе выросло поколение относительно молодых людей, готовых воспринимать академическую музыку.
— Знаете, этот испуг перед симфонической музыкой — он надуман, своеобразный плод самовнушения, — говорит Валентина Викторовна. — Практически после каждого концерта к нам подходят слушатели, пришедшие на концерт симфонической музыки впервые. У них такое неподдельное удивление на лицах: «Ух ты, оказывается это так интересно и доступно не только избранным».
Серегй Виноградов,
Газета "Речь", 30 ноября 2012 г.