Чего ждать горожанам от дефицита бюджета



Городскую казну ожидает рекордный со времен кризиса дефицит. Как это скажется на жизни череповчан?

Как отметил на днях мэр Юрий Кузин, наступающий год станет для Череповца очень непростым. Самый большой за последние шесть лет дефицит бюджета не дает поводов для оптимизма. Впрочем, такова ситуация и в регионе. Городу остается надеяться на себя.

Предельный дефицит

Ничто, кроме нужды, человека экономить не заставит. Чем сытнее времена, тем больше соблазнов тратить деньги. Однако времена нынче не такие. Череповец наравне со всей Вологодчиной затягивает пояса, а власти ищут даже малейшие поводы для экономии.

Утвержденный недавно городской бюджет депутаты гордумы обсуждали много раз, подолгу, разбираясь с каждой копеечкой. «А может, эти возможные доходы заложим в бюджет?» «А может, вот тут получится больше запланированного?»

Представители мэрии всякий раз давали понять: они бы и рады по максимуму оптимистично спланировать доходную часть финансового документа, но лучше перестраховаться и не давать себе и горожанам надежду на то, что дела могут пойти лучше намеченного. Пока же, по словам Юрия Кузина, остается предъявлять жесткие требования всей бюджетной сфере экономно и эффективно распоряжаться средствами казны, что особенно касается муниципальных предприятий (см. «Речь» № 234).

Доходы в следующем году составят без малого 6,4 миллиарда, расходы — 6,67 миллиарда. В итоге дефицит в сумме 281 миллиона достигнет 10 %, что является пределом: более дефицитный бюджет утверждать нельзя. И хотя ожидается, что в последующие два года расходы будут превышать доходную часть всего на 5 %, нехватка денег — она и есть нехватка денег.

Кстати, дефицит областного бюджета, принятого днем позже череповецкого, также приближается к отметке в 10 % — область недосчитывается 3,2 млрд рублей. Региональные власти также затягивают пояса.

Несмотря на вышесказанное, городские власти подчеркивают, что в жестких условиях удалось сохранить бюджет социально ориентированным: три четверти всех расходов (4,9 млрд рублей) приходятся на «социалку». Среди основных расходных обязательств — повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, как того требуют «майские указы» президента, и строительство объектов социально-культурной сферы (двух детских садов в 105-м и 115-м мкр., спортивных площадок). Других весомых вложений в капстроительство не предвидится.

Расходная часть бюджета формируется по программно-целевому принципу: выбираются приоритетные сферы, а в них — приоритетные направления, которым и выделяется большая часть средств. Считается, что так средства будут потрачены максимально эффективно. Всего на муниципальном уровне реализуются 24 программы, и расходы по ним составляют более 90 % от общего количества расходов городской казны.

Бремя полномочий

На минувшей неделе в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин в числе прочих затронул тему местного самоуправления в стране.

— Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы, — заявил президент.

Нынешний бюджет Череповца это подтверждает: он уже более чем наполовину зависит от получения субсидий и субвенций из бюджетов другого уровня (регионального и федерального).

В будущем году глава государства пообещал законодательно обеспечить развитие сильной, независимой и финансово состоятельной власти на местах. Какие конкретно законы для этого будут приняты, пока неизвестно, однако по нынешним федеральным законам, действительно, с 2014-го система отношений между региональным центром и муниципалитетами (Череповцом в частности) изменится.

Например, с 1 января финансирование муниципальных образовательных учреждений Череповца будет осуществляться из областного бюджета, за исключением расходов по содержанию зданий и оплаты коммунальных услуг. Напомним, в 2012 году в областную собственность были переданы и все муниципальные учреждения здравоохранения вместе с полномочиями в сфере охраны здоровья населения.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, город избавляется от части расходов, однако есть и другие новшества, и они совершенно не позитивны для городской казны. В первую очередь речь идет об изменениях кадастровой стоимости городских земель, которые год назад утвердил областной департамент имущественных отношений. Земли в итоге сильно подешевели — почти на четверть. Это влечет значительное сокращение поступлений земельного налога — главной надежды и опоры любого муниципалитета. По оценкам, выпадающие доходы (то есть те, что планировалось получить, но в итоге получить не удастся) в 2014 году составят 447 млн рублей, а в 2015-м — 577 млн.

Именно поэтому в новый бюджетный год мы, налогоплательщики, входим с повышенными ставками по трем видам налогов, которые местные законодатели имеют право устанавливать самостоятельно. Помимо земельного, это налог на имущество физических лиц (НДФЛ) и единый налог на вмененный доход для предпринимателей (ЕНВД).

Главное — не повысить, а собрать

Ставки земельного налога увеличены для промышленных, офисных и торговых объектов с 0,5 — 0,6 % до 1,5 %, для земель под гаражами — с 0,15 % до 0,21 %, под дачными участками — с 0,1 % до 0,3 %. Осталась прежней (0,3 %) ставка для участков под индивидуальными домами, а налог на земли под многоэтажками снизился с 0,1 % до 0,032 %. Сохранились льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Налог на имущество для физических лиц вырастет по-разному. Если общая стоимость имущества меньше 300 тыс. рублей, он не изменится. Для имущества стоимостью от 300 тыс. до 500 тыс. рублей включительно налог подрастет с 0,11 % до 0,127 %. Ставка налога на имущество стоимостью свыше 500 тыс. рублей поднимется с 0,31 % до 0,357 %.

Единый налог на вмененный доход, который выплачивают в городскую казну малые предприниматели, увеличится на 15 %.

Решение, разумеется, непопулярное, впрочем, повышать эти налоги до максимальных норм, разрешенных налоговым законодательством, власти не стали.

Отметим, что с нового года в горбюджет впервые начнут поступать отчисления по акцизам на бензин и дизтопливо.

«Столько налогов, столько отчислений городу!.. Откуда же дефицит?» В общем-то, от всех налогоплательщиков — и юридических лиц, и простых горожан. Налоговые доходы во многом виртуальны: их можно запланировать, но их сложно собрать.

По словам начальника финансового управления мэрии Сергея Косарева, за 9 месяцев 2013 года бюджет недосчитался почти 150 млн рублей. Эти деньги приходится резервировать в бюджете 2014 года и так далее и так далее — неплатежи растут как снежный ком. И чем больше казна зависит от налоговых поступлений, тем больше риски недобора. Так что без лишнего пафоса можно сказать, что городской бюджет стал еще более зависим от самих горожан.

Андрей Савин,
Газета "Речь" 16 декабря 2013 г.