Череповчане оставляют офисы ради домашнего бизнеса
Россию охватил крафтовый бум. Все больше людей предпочитают официальной работе заработок собственным хобби, переходящим в ремесло. Причиной моды на крафтовую (от слова «крафт», то есть ручной труд) экономику стала потребность в самовыражении, которой помогли технологии.
Домашняя выпечка, мыловарение, шитье и вязание — уже сейчас ручной труд может принести доход, сопоставимый со средним заработком офисного служащего.
Череповчанка Алина Камалова не думала, что свяжет жизнь с кондитерским искусством. Однако выпечка домашних десертов переросла из хобби в настоящий бизнес.
«В прошлом году я решила попробовать испечь торт. У меня все получилось. Более того, десерт произвел дома фурор, и я начала печь по просьбам родных и друзей, — рассказывает Алина Камалова. — Мне очень понравилось печь. Решила окунуться с головой в изучение технологии, заказала профессиональную посуду, инвентарь. Друзья и их знакомые стали спрашивать, не пеку ли я на заказ. Я подумала: почему бы нет? Создала группу во «ВКонтакте» с надеждой печь по два-три тортика в неделю. Сейчас смешно вспоминать — ведь я пеку по шесть тортов в день».
Площадкой для продвижения и продажи товара крафтерам служат соцсети. Миллионы профилей в соцсетях «ВКонтакте» и «Инстаграм» принадлежат домашним пекарям, изготовителям ювелирных украшений, сумок, обуви ручной работы и другим мастерам, работающим на себя.
Оставить стабильную работу ради возможности заниматься любимым делом решаются не все. Художник-каллиграфист Денис Иванушков совмещает творчество с работой на заводе.
«Расписывать помещения и рисовать картины на заказ я начал около трех лет назад. Заказы есть, но оставить основную работу я пока не готов — держит семья и ипотека. Да и берусь я лишь за те заказы, которые мне по душе. Для меня хобби пока остается подработкой», — говорит Денис Иванушков.
Крафтовая революция также тормозится неумением большинства продавать себя. Многим до сих пор сложно найти заказчика через социальные сети.
Так, череповчанка Мария Макиенко вяжет на заказ уже 16 лет. Клиентов находит лишь благодаря «сарафанному радио». В последнее время Мария задумывается о продвижении бизнеса в соцсетях.
«В Интернете среди мастеров вязания большая конкуренция. Чтобы заказы шли, мало уметь вязать, необходима какая-то «фишка». Иногда открываешь профиль какой-нибудь мастерицы и зависаешь в нем: вещи отсняты в хорошем интерьере, каждая фотография сопровождается подробным и заманчивым описанием. Девушки не просто выставляют фото изделий или вяжут на заказ, они описывают свои будни, фотографируют процесс работы, проводят конкурсы, привлекают к работе фотографов, декораторов, моделей. Продвижение в Интернете — большой и подчас затратный труд, который не всем под силу», — считает Мария Макиенко.
Некоторые эксперты предрекают, что со временем ручной труд будет все более востребован, а эпоха масс-маркета уйдет в прошлое.
Руководитель ремесленной палаты Вологодской области Татьяна Сергеева считает, что массовое производство и ручное творчество — принципиально разные вещи, конкуренции между которыми быть не может:
«Вещь, созданная руками мастера, — эксклюзив, предназначенный для ценителя подобных товаров. Ее невозможно повторить в точности. Вещи ручной работы всегда будут стоить дороже, чем фабричные, но у них есть свои покупатели. В то же время фабричные изделия могут выпускаться большими партиями и конкурировать с ручной работой в цене. Это разные категории бизнеса, которые могут существовать параллельно, не мешая друг другу».