Череповецкий район: не видишь, куда едешь
Ситуация на дорогах Череповецкого района куда более плачевна, нежели в городе. В этом убедились дачники, первыми попытавшиеся пробиться к своим участкам: многие пробили подвески машин и теперь намерены взыскивать ущерб с обслуживающих фирм.
Руководитель строительной компании, череповчанин Илья Чистяков в направлении Городища ездит как минимум два раза в день. В Череповецком районе его предприятие реконструирует здание. В минувший вторник автовладелец до полуночи общался с инспекторами ГИБДД и лично контролировал замеры ям на сельской трассе. На его машине «Фольксваген-Пассат» раскололся подкрылок, глыбой льда пробило пластиковую защиту двигателя.
— Это не дорога, а сплошная колея, по центру которой огромный гребень льда и снега, — возмущается Илья Чистяков. — До поворота на Городище еще все более-менее, а потом мне нужно прямо, и там одни лужи и ямы. Мы попросили быть понятыми жильцов соседних домов, так они рассказывают, что по весне здесь люди моторы губят, так как лужи разливаются по колено. Я видел, как вытаскивали отсюда «Опель-корса», машина просто висела на брюхе. Когда я вызвал районную ГИБДД, они сначала хотели почему-то на меня написать определение, что я не учел дорожных условий, и потому все случилось. Когда я сказал, что буду обращаться в прокуратуру, они решили определение не составлять. Я ходил потом к ним в отдел, общался с инспектором, который отвечает за содержание дорог, но там никто моим случаем особо не заинтересовался. Только говорят, мол, идите лучше в прокуратуру. Я вчера так и сделал.
Жительница Суды Юлия Гагарина на этой неделе ведет борьбу с бездействием коммунальщиков в качестве пешехода. В Межном, где стоит ее дом, дороги в таком состоянии, что недавно соседка, специалист по защите прав потребителей, потеряла глушитель от своего «Дэу- Матиза».
— Все начальство живет в другом районе, там чистят нормально, а у нас никого из чиновников нет, поэтому не чистят вообще, — предполагает Юлия. — Когда звонишь в администрацию, у них две отговорки: либо некогда, либо незачем. У меня от резиновых сапог уже ноги болят, а в обычных ходила — так две пары выкинуть пришлось.
В Абаканове и Шухободи жильцы в апреле прошлого года, казалось бы, отстояли свои права. Районный суд обязал собственника — ОАО «Череповецкое карьерное управление» — отремонтировать путепровод над трассой Вологда — Новая Ладога, который мог бы сильно сократить путь до Череповца. В итоге путепровод сейчас просто разбирают: денег у управления на ремонт нет.
— Собственник может делать с ним все что хочет, это их право — разобрать его, — констатирует зам. прокурора Череповецкого района Алексей Горев. — Изначально речь шла о ремонте, но мы общались по поводу демонтажа с судом и пришли к выводу, что здесь нет нарушения закона и нет состава для привлечения за неисполнение решения суда.
Но все это еще полбеды. По словам местных жителей, сама дорога до поселков убита настолько, что нельзя проехать. Вот что пишут шухободцы в очередной жалобе на имя губернатора: «По дороге круглый год ездят тяжелые машины, груженные песком и лесом, два года уже ездит тяжелая техника Газпрома. Дорога разбита до такой степени, что невыносимо, к тому же два года назад закрыли мост в сторону Новых Углов, и теперь, чтобы попасть в город на работу или в поликлинику, приходится ехать в объезд, а это лишних 9 км. Проезд на маршрутном такси подорожал очень сильно, а автобус Доменная — Шухободь — там цена проезда еще выше. В месяц уходит на проезд 2,4 тыс. рублей. Согласитесь, это дорого. А по самому поселку Шухободь ездить вообще невозможно: центральная дорога разбита, к конторе не подъехать, в сторону школы дорога не то что в ужасном состоянии, даже слов не найти, как это назвать. Мало того что не освещается в темное время суток, так там яма на яме. Неподалеку от школы дом ветеранов, учителей, подъездных путей к этому дому нет совсем. Люди вызывают скорую помощь, она плутает подолгу, но так и не знает, как подъехать, а один раз скорая помощь застряла у дома, и еле выехали врачи оттуда».
Начальник управления строительства и ЖКХ администрации Череповецкого района Михаил Иванов наличие проблемы признает и заверяет, что принимаются все меры.
— Все дороги, которые находятся в нашем ведении, содержатся зимой под накатом, то есть они не вычищаются техникой до основания, а существуют под уплотненным слоем снега, — объясняет Михаил Иванов. — Сейчас теплая погода, идет так называемое падение дорог, появляются колеи. Мы пока не можем окончательно оценить состояние всех дорог. Туда, где ситуация особенно плохая, по заявкам глав поселений мы в счет зимней расчистки направляем технику, стараемся убрать колейность. Но такая ситуация, как в Городище... Там можно каждый день это делать, но завтра падение идет дальше — и все снова. Со следующей недели мы начнем комиссионное обследование и наших дорог, и дорог областного значения, которые находятся в ведении департамента дорожного хозяйства. Особенно это касается маршрутов движения общественного транспорта: до 24 апреля все дороги, где проходят такие маршруты, будут обследованы. Определим приоритеты, где проводить текущий ремонт. Будем делать подсыпку, грейдирование и все остальное. За последние 12 лет в районе не было построено ни одной дороги, а комплексного капремонта не было шесть-семь лет, то есть денег не хватает каждый год. В бюджете района финансирование увеличено: в прошлом году было 6 млн рублей, в этом — 11 млн рублей. Увеличены суммы и по областным дорогам. Этих денег должно хватить, чтобы поддержать дороги, не ухудшая их качества, но и не улучшая его.
Главы районов в этом году большие надежды возлагали на Дорожный фонд, однако распределение его средств вызвало вопросы. Губернатор Олег Кувшинников в недавнем интервью «Российской газете» отметил, что недовольство глав районов распределением средств понять можно: «Долгие годы проблема с ремонтом и строительством дорог не решалась, однако закрыть ее одномоментно не получится, кому-то придется подождать. Пока только 10 % идет на содержание и ремонт межрайонных дорог, но в дальнейшем процент отчислений будет увеличиваться. Тем более что я ставлю задачу создать муниципальные дорожные фонды. При этом районы должны сами определить нормативы отчислений. К сожалению, у нас пока строят дешево и сердито по схеме „построил, отчитался, забыл“. Контракт выполнен — фирму как ветром сдуло, а эксплуатационная организация начинает думать, что делать с колейностью, которая появляется уже через два месяца. Поэтому еще одна важная задача, которая стоит перед нами, — повышение контроля за качеством строительства и ремонта дорог. Считаю, что будущее — за долгосрочными контрактами на условиях гарантийного обслуживания. Нельзя поручать строительство дорог одной фирме, а текущее содержание и капитальный ремонт — другой».
СПРАВКА
Юрий Макаров: «Нужно просто расставить приоритеты»
Качество выполнения ямочных ремонтов в Череповце проверит прокуратура, об этом заявил мэр Юрий Кузин. По его словам, надзорное ведомство запросило в городской администрации документы, касающиеся ремонтов, и эти документы уже предоставлены.
Основной объем претензий этой весной традиционно касается Индустриального района, который обслуживает ООО «Череповецдорстрой». Генеральный директор компании Юрий Макаров уверен, что без кардинальных изменений проблему не решить.
— Финансирование делят по-братски, на все районы одинаково. Мы обслуживаем всего лишь 40 % городской территории, но за март мы положили 230 тонн асфальта. Это, наверное, столько же, сколько все три остальных обслуживающих предприятия вместе взятых. В прошлом году мы вывезли 150 % снега от плана, и за эти 50 %, которые мы вывезли сверх сметы, нам никто не доплачивал. Я не оправдываюсь, но посмотрите, кто сколько сделал и кто где работает. Нельзя равнять Индустриальный район с остальными. С 6.30 сплошной поток идет сюда, потому что здесь жизнь. По ямочному ремонту мы ситуацию выправили, но ямы никуда не денутся, они всегда будут появляться. Да, это нарушение технологии, когда асфальт кладут в воду, но в других городах ведь и этого не делают. В Вологде и Ярославле яма на яме и никто не шевелится. Это время там просто терпят. Вот взять ул. Маяковского: что я с ней сделаю? Да ничего, это болото самое натуральное. Срок службы верхнего слоя покрытия по ГОСТу от капремонта до капремонта — от трех до восьми лет в зависимости от интенсивности движения. То есть на пр. Победы нужно каждые три года менять верхний слой покрытия полностью. У нас на обслуживании находится 3,5 млн кв. метров проезжей части. В этом году планируется отремонтировать 157 тыс. кв. метров. Это 3 % территории. Нужно просто расставить приоритеты: если важен Индустриальный район, то его и финансировать.
СПРАВКА
Кто обслуживает районные дороги
Запад Череповецкого района, направление на Коротово — ООО «Районная дорожная служба».
Юг Череповецкого района, направление на Мяксу и Домозерово — череповецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор».
Север Череповецкого района, направление на Белозерск — ООО ПМК-2 «ВИСС» и череповецкое ДРСУ ОАО «Вологодавтодор».
Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 13 апреля 2012 г.