Четыре колеса хорошо, а два — лучше



Лето — велосипедная пора. Что нужно, чтобы езда на этом транспорте не доставляла проблем?

В последние годы велосипедное движение в городе набирает популярность — настолько, что городские власти вплотную задумались об организации велодорожек на улицах. Это облегчит жизнь любителям двухколесного транспорта, которую бесхлопотной не назовешь.

Главная «деталь» — голова ездока

Нужно не забывать о правилах движения, думать, где можно оставить двухколесный транспорт, да и сам его выбор не всегда прост... Ошибки в этом, как и несоблюдение правил, могут стоить не только денег, но и здоровья.

С начала 2013 года череповецким отделом ГИБДД зарегистрировано девять дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов, причем в семи случаях виноваты были сами обладатели двухколесного транспорта. Для сравнения, в прошлом году за этот же период подобных ДТП случилось 13, виноватых велосипедистов тоже было семь.

— Такие происшествия у нас регистрируются регулярно, как только начинается сезон, — говорит Александр Андреев, начальник ГИБДД УВД по г. Череповцу. — На днях на Октябрьском мосту вовсе столкнулись два велосипедиста.

Это действительно необычно, чаще велосипедисты-нарушители допускают другие ошибки: наезжают на пешеходов, отвлекаются от управления, движутся по тротуару. Последний пункт вызывает наиболее оживленные обсуждения. Ведь многие велосипедисты свое «пристрастие» к тротуару объясняют тем, что попросту боятся колесить по одной дороге с автомобилями. А специально выделенных велополос, велодорожек у нас в городе пока нет. (Правда, как уже было официально заявлено, работа по организации велодвижения и нанесению соответствующей дорожной разметки может начаться в конце этого года на проспекте Победы и улице Сталеваров с Октябрьским проспектом.)

— Что по закону грозит велосипедисту, едущему по тротуару?

— Предупреждение либо административное наказание в виде штрафа в размере 200 рублей.

Справедливости ради нужно отметить, что есть случаи, когда в ДТП виноваты пешеходы (хотя доказать это порой сложно) или же автомобилисты. В этом году в двух из семи ДТП с участием велосипедистов виноваты были водители машин.

Сотрудники ГИБДД признают, что велосипедистам очень сложно передвигаться в условиях нашего города: большой трафик транспорта, нет велодорожек. К слову, не лишними будут такие защитные средства, как шлем, наколенники и налокотники. Хотя привлечь к ответственности за отсутствие специальной экипировки велосипедистов не могут. Но, как гласит одна из испанских социальных реклам, лучше шлем на голове, чем мозги на асфальте (вообще, в этой стране ролики на тему безопасности на дорогах жесткие, например, показывается, как во время аварии девушка без шлема с силой ударяется об асфальт, брызгая кровью).

Между прочим, вышеупомянутые защитные «облачения» довольно редко приобретаются заодно с велосипедами.

— Шлемы вместе с велосипедами у нас берут, дай бог, если четыре покупателя из десяти, — рассказывает Андрей, менеджер одного из интернет-магазинов. — Наколенники и того реже, про налокотники промолчу. Но в то же время не так уж редко люди покупают шлемы и наколенники сами по себе. То есть у человека уже есть велосипед (или ролики), и он приобретает к нему защиту.

Воруют...

Транспортные неурядицы — не единственная головная боль владельцев велосипедов. Ведь двухколесного друга могут и украсть.

В среднем в Череповце пропадает два-три велосипеда в неделю. Похищенные обычно сразу продаются, так что вернуть пропажу бывает трудно. Хотя, если в полицию поступает соответствующее заявление, стражи порядка могут обнаружить велосипед благодаря серийному номеру — обычно это происходит во время повседневной работы на улице.

Также помощником может быть Интернет — владельцы пропавших велосипедов размещают описание и фото в социальных сетях, есть случаи, когда таким способом удавалось найти украденного стального коня.

— Чаще всего велосипеды воруют из подъездов или от подъездов, — сообщил Денис Николаев, заместитель начальника полиции по оперативной работе.

— А не возле магазинов, куда забегают хозяева, оставив велосипед на улице? — немного удивились мы.

— Нет, у магазинов ведь достаточно многолюдно.

Если велосипед необходимо оставить на улице без присмотра, по возможности это надо делать на специальных велопарковках, которых в нашем городе постепенно становится больше (в основном они появляются возле торговых центров, новых магазинов, кафе и т. д.). А на ночь велосипед следует забирать в квартиру, поскольку вору не составит особого труда справиться с велосипедным замком.

Выбор

Существует немало разновидностей велосипедов, однако большинство покупателей не требуют чего-то особенного.

— У нас чаще спрашивают дорожные и складные велосипеды, молодежь любит скоростные, — рассказывает Любовь Голубева, товаровед магазина спорттоваров. — В большей степени все-таки интересуются складными, их удобно перевозить, скажем, на дачу. Велосипеды покупают и молодые люди, и люди в возрасте, некоторые берут своим детям. Что касается цен, то нередко спрашивают подешевле, обычно укладываются в пять-шесть тысяч рублей.

В разных магазинах цены могут различаться, да и ассортимент тоже, ведь есть торговые точки, специализирующиеся на конкретных видах велосипедов. Среди покупателей находятся те, кто считает, что и 6 000 рублей — это дорого, а кто-то утверждает, что хороший велосипед дешевле 15 000 целковых стоить не может; однако и те и другие не составляют большинство.

Если кто-то раздумывает, а стоит ли начинать ездить на велосипеде, то напомним, что велосипед приносит большую пользу здоровью. Езда на нем благотворно влияет на работу сердца, нервную систему, систему дыхания, укрепляет мышцы ног. Даже улучшает зрение: во время езды приходится фокусировать взгляд на возможных препятствиях, а это тренировка для глазных мышц, снижающая риск развития близорукости. Благодаря велосипеду можно сэкономить на поездках на автотранспорте, к тому же велосипед как средство передвижения безопасен для окружающей среды.

Не медленнее, чем на автобусе

Бытует мнение, будто путь из пункта А в пункт Б на велосипеде отнимает существенно больше времени, нежели на машине или автобусе. Чтобы проверить это, мы поставили небольшой эксперимент, к которому привлекли трех сотрудников нашей редакции.

Итак, из пункта А (от котельной на ул. Краснодонцев) в пункт Б (редакция газеты на ул. Металлургов) выехали фотокорреспондент Анастасия (на автомобиле) и бильд-редактор Андрей (на велосипеде). Расстояние — около 6,5 км. Водитель машины добралась до места за 15 минут, счастливый обладатель велосипеда — за 28.

Помимо этого, мы обратились к корреспонденту Юлии, которая в разные дни добиралась на работу от своего дома в Северном районе то на автомобиле, то на автобусе, то на велосипеде. В первом случае на дорогу от порога до порога уходит 10 минут, во втором — от 20 до 30, в третьем — от 15 (если ехать целенаправленно и быстро) до 30 (если устраивать себе легкую велосипедную прогулку и не торопиться). Собственно, тот факт, что поездка на велосипеде может занять времени не больше, а то и меньше, чем на автобусе, не столь удивителен. Ведь путь на общественном транспорте включает в себя ожидание автобуса или трамвая, время «простоя» на всех остановках, а также — как и в случае с частной машиной — возможные пробки.

Велосипеды обогнали Интернет

В мире около 1 млрд велосипедов, каждый год выпускается еще 50 млн — по некоторым данным, в 2,5 раза больше, чем автомобилей и мотоциклов. 400 млн двухколесных безмоторных железных коней «обитают» в Китае. Это далеко не все интересные факты.

Эволюция

Чаще всего считается, что велосипед не изобретение одного конкретного человека, а результат работы целого ряда изобретателей, которая началась еще в XVIII веке и продолжается даже в наши дни. Прототип велосипеда сделал и запатентовал немецкий барон Карл фон Дрез. Рама у творения аристократа была деревянная, колеса и руль — металлические, а педалей не имелось в принципе (их добавил шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан в 1839 или 1940 году), нужно было отталкиваться от земли ногами. Название «велосипед» появилось лишь в 1860-х годах во Франции. До появления на колесах резиновой «обшивки» сие механическое чудо практически официально величалось «трясучкой костей». Перемены продолжались: появились складные велосипеды, в XX веке — велосипеды из титана и углепластика, в комплектацию некоторых моделей включили велокомпьютеры и системы индексного переключения скоростей.

Где находится велосипедный рай?

Самой «велосипедной» страной традиционно считается Дания, и не зря, ведь здесь семь из восьми жителей старше 15 лет имеют собственный велосипед. Мировой скоростной велосипедный рекорд принадлежит 50-летнему датчанину Фреду Ромпелбергу и составляет 268,831 км/ч (зато американец Майкл Сикрест умудрился за сутки проехать на велосипеде 1 217 миль, то есть 1 958,572 км).

В Италии стали покупать больше велосипедов, чем автомобилей, там сейчас настоящий велосипедный бум. В 2011 году в этой стране было зарегистрировано 1 748 000 автомобилей и 1 750 000 велосипедов, а в 2012-м — 1 400 000 автомобилей и 1 650 000 велосипедов. На каждые 100 жителей (включая новорожденных) 50 крупнейших итальянских городов приходится 62 велосипеда, что на треть больше средних показателей по Европе.

В Мюнхене (Германия) местные жители принципиально ездят на велосипедах даже зимой.

По итогам опроса общественного мнения, который проводился в Великобритании, величайшим техническим изобретением начиная с 1800 года был признан велосипед. В этом вопросе велосипед обогнал и Интернет, и двигатель внутреннего сгорания, набрав более 50 % голосов.

В США для передвижения по городу велосипед используют менее 1 % населения, в Голландии — 30 %, в Дании — более 87 %. Относительно России статистических данных не найдено.

Цены, соревнования и настоящая выносливость

Самые дорогие в мире велосипеды покрыты чистым золотом и кристаллами Сваровски (по 600 штук на изделие). Один такой велосипед, называющийся «Crystal Edition», стоит 100 000 долларов. На данный момент в мире насчитывается всего десять экземпляров, что, согласитесь, не удивительно.

Самая старая и, к слову, по сей день одна из самых изнурительных велогонок мира — это марафон Париж — Брест — Париж, его протяженность составляет около 1 200 км.

Кстати об изнурении. Первое кругосветное путешествие на велосипеде заняло три года (1884 — 1887). Смельчак Томас Стивенс, родившийся в Англии и переехавший в Америку, начал свое путешествие из Сан-Франциско, взяв с собой только сменное белье и револьвер. Стивенс пересек американский материк, отбыл из Бостона в Ливерпуль на пароходе вместе с велосипедом, объехал страны Европы, побывал в Баку, Батуме и Константинополе, потом добрался до Индии, затем — вновь на пароходе — до Японии, после чего наконец вернулся в Сан-Франциско, на то же самое место, с которого стартовал. Томас проехал примерно 13 500 миль. Заметьте — ехал Стивенс на велосипеде старой конструкции, то есть с огромным передним колесом и без шин.

Елена Бжания,
Газета "Речь", 25 июня 2013 г.