Четыре спектакля «Золотой маски» покажут в череповецком кинотеатре
Спектакли фестиваля «Золотая маска» покажут «в прямом эфире» в череповецком кинотеатре.
Четыре спектакля фестиваля «Золотая маска» покажут в марте и апреле в многозальном кинотеатре Череповца, который вошел в число 29 городов проекта. Череповчане увидят онлайн трагедию, оперу и балет. Первый спектакль покажут послезавтра.
Театр на экране
На заре кинематографа, когда залов для «движущихся картинок» еще не построили, молодое искусство кино принимали театры. Сегодня уже театральные спектакли смотрят в кино. В мире, в том числе и в крупных российских городах, показы такого рода давно не новинка, желающих посмотреть спектакль на удобном диване со стаканом попкорна в руке все больше. В Череповце большая сцена и большой экран не спешили подружиться, хотя кинотеатров в городе хватает. Думается, если кинопоказы спектаклей «Золотой маски» будут иметь в Череповце успех (сценические постановки фестиваля, который компания «Северсталь» проводит в нашем городе уже пять лет, пользуются огромной популярностью), в местные кинотеатры придут оперные спектакли и рок-концерты. В соседней Вологде театральные трансляции обрели своего зрителя — на одной неделе он может побывать в миланском оперном театре «Ла Скала», нью-йоркском концертном зале Мэдисон-сквер-гарден и питерской Мариинке.
Трансляция осуществляется следующим образом. В заявленный час (начало, как правило, в 19 часов) в трех десятках городов России и Украины зрители занимают места в кинозалах (аудитория каждого спектакля обычно исчисляется тысячами) — в кинотеатре на Красной площади (в ГУМе) и других залах Москвы и в Екатеринбурге, в Мурманске и в Одессе. Трансляция ведется через спутник с высоким качеством изображения и звука (HD). Города Центральной России и Уральского региона смотрят спектакли одновременно, восточная часть страны — в записи, в удобное для них время. Трансляции спектаклей будут начинаться с представления участников и экскурсии. В качестве ведущих выступят известные артисты драмы и балета. Перед началом показа они проведут кинозрителей по театральному закулисью, расскажут о театре и постановке, зададут несколько вопросов ее создателям и участникам.
Драма, опера, балет
В марте и апреле череповчане увидят четыре спектакля — три названия известны, четвертое отчего-то пока держат в секрете. Каждый из спектаклей покажут дважды — в прямой трансляции и спустя пару недель в записи. В ближайшую пятницу в 19 часов проект «Золотая маска» в кино" стартует в Череповце постановкой Московского драматического театра имени Пушкина шекспировской трагедии «Мера за меру» (18+). В спектакле, который поставил британский режиссер Деклан Доннеллан, заняты звезды российского театра и кино Александр Феклистов и Андрей Кузичев, а также артисты лондонского театра Cheek by Jowl. Шекспировская Вена — бурлящий непредсказуемый город с полицией, борделями и тюрьмами. Здесь живут сомневающийся герцог, коррумпированный управленец, целеустремленная монашка... Внезапные повороты и смена тона заставляют зрителей почти два часа сидеть на краешках кресел.
Опера петербургского Михайловского театра «Царская невеста» (18+), написанная Николаем Римским-Корсаковым, сегодня стала одной из самых востребованных опер. Режиссер Андрей Могучий и его соавтор художник Максим Исаев создают некую реальность, на гранях которой — размышление о том, что такое опера, в сердцевине — история о любви в условиях тоталитарного режима.
Также в рамках проекта в Череповце будет показан «Вечер балетов Иржи Килиана» (12+) в исполнении артистов Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Впервые труппа российского театра показывает в один вечер четыре хореографических опуса живого классика современного танца — голландского хореографа Иржи Килиана, добившись от требовательного и неуступчивого автора согласия на сотрудничество.
Плюсы-минусы
Плюсов у театрального кино множество. Первый и главный — доступность. В Москве на премьерный спектакль в известный театр билетов не достать, в кинотеатр же, думается, купить билет будет проще. И обойдется он в несколько раз дешевле. В театре восприятие спектакля во многом зависит от места в зале, которое удалось занять. Можно попасть на такое кресло, с которого видна лишь половина сцены, а произносимое с подмостков превращается в звуковую кашу. А иное место на балконе дарит возможность следить на сценографией затылков. В спектакле, снятом для кинотеатра, эти проблемы убирает техника. Большой экран, крупные планы, часто меняющиеся ракурсы (спектакль снимают множеством камер, в том числе подвижными) и безупречный звук заставляют зрителя ощущать себя даже не в первом ряду, а на сцене. Или, вернее, чувствовать себя зрителем, которому по высочайшему соизволению режиссера и актеров выдано право во время спектакля передвигаться по залу, выбирая наилучший обзор. Иными словами, театральный бинокль не понадобится.
Это о больших плюсах, но есть плюсики. На киноспектаклях разрешается жевать попкорн, запивая его колой. Да и телефонный звонок или полученная эсэмэска не заставит Гамлета выронить череп Йорика из рук, а вас не сделает врагом театрального искусства. Кроме того, вы можете покинуть кинозал по ходу действия, не навлекая на себя злобных взглядов зрительного зала, Гамлета и Йорика.
Несколько слов о минусах. Театральный дух, который, как утверждают некоторые, не передается по спутниковой связи, оставим в стороне — дело вкуса, в конце концов. Право жевать попкорн есть не только у вас, но и у ваших соседей, а это многих отвлекает. Театральные спектакли обычно длиннее кинофильмов, и с непривычки отсидеть более трех часов будет непросто. К примеру, опера «Царская невеста» состоит из трех действий. Антракты кинозрителям придется пережидать вместе с театральной публикой — прямая трансляция.
Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 4 марта 2015 г.