Детей по осени пересчитали: не хватает школ и детских садов



На минувшей неделе ситуация в сфере образования стала одной из центральных тем в гордуме. В городе более 31 тыс. школьников и около 20 тыс. детсадовцев; работают 144 образовательных учреждения. С какими трудностями они сталкиваются и чем может помочь город?

Детский сад не для всех

— Количество воспитанников детских садов за последние годы серьезно увеличилось, — начала свой доклад и. о. начальника управления образования Наталья Стрижова. — На 1 января 2012 года у нас было 18 127 воспитанников. На сегодняшний день — 19 177 человек. Комплектование детских садов проводится автоматически — электронная очередь. В этом учебном году 546 мест предоставлено льготным категориям граждан, имеющих детей от полутора до трех лет.

Сейчас главная проблема детсадов — это нехватка специалистов. Так, на 1 сентября в дошкольных учреждениях было 678 вакансий, из них 220 — воспитатели. Именно по этой причине в сентябре текущего года в детский сад пошло на 522 ребенка меньше, чем в прошлом году... На 12 ноября число вакансий сократилось вдвое и составляет 310 рабочих мест, из них 113 — воспитатели. Тем не менее 8 из 20 групп, открытых в этом году для детей до трех лет, до сих пор не работают по причине отсутствия воспитателей.

Депутаты поинтересовались, какие меры позволили привлечь кадры в детские сады.

— Во-первых, это распоряжение управления образования, которое позволяет принимать детей работников детских садов сверх норматива. В основном это дети младшего обслуживающего персонала, — ответила Наталья Стрижова. — Так, на 29 октября таких детей было 398, на 12 ноября — уже 455. Во-вторых, с 1 октября дети работников дошкольной сферы посещают детские сады бесплатно, что позволяет увеличить доходы семьи минимум на 1 000 руб. в месяц. В-третьих, помогла привлечь воспитателей мера по предоставлению компенсации на аренду жилья иногородним и впервые трудоустроившимся.

Еще одна многолетняя проблема — нехватка детских садов в Зашекснинском районе города. Здесь работают всего семь дошкольных учреждений, которые в этом году посещают 2 215 детей. По данным на 1 марта 2012 года, 1 189 детей в возрасте от полутора до семи лет, проживающих за Шексной, нуждаются в детском садике по месту жительства. При этом каждый год около 800 детей в возрасте до двух лет нуждаются в предоставлении места в детсаду в этом районе, но лишь 180 — 200 мест освобождается после выпуска ребят из подготовительных групп в школу.

— Большая часть детей получают путевки в детские сады в других районах города, — пояснила Наталья Владиславовна. — Хочу отметить, что в законодательстве РФ не прописано обязательное предоставление места в детсаду в шаговой доступности, главное — предоставить место в дошкольном образовательном учреждении. Но мы не снимаем с очереди детей из Зашекснинского района, которые получили путевки в другие районы. При этом идет регистрация, и в течение года по мере возможностей идет обмен и получение путевок именно в эту часть города.

В соответствии с задачей, поставленной президентом Российской Федерации, все дети, которым на 30 сентября текущего года исполнилось три года, будут до конца 2012 года направлены в дошкольные образовательные учреждения. Дети старше четырех лет направляются в детские сады на свободные места в день обращения родителей в управление образования. К сожалению, в Череповце не получается значительно улучшить ситуацию с обес-печением детей в возрасте до трех лет местами в детских садах. И сейчас это одна из главных задач управления образования. Так, в этом году 2 587 детей в возрасте от полутора до трех лет получили путевки, но на очереди осталось 2 962. Исходя из этих данных — лишь 33,8 % детей в возрасте от года до трех лет обеспечено путевками. Что необходимо сделать для увеличения показателя? Ответ известен давно: строить детские сады, решать кадровый вопрос. И здесь все упирается в финансовые возможности Череповца...

в Череповце не хватает школ и детских садовШколы вновь переходят на две смены

Общее количество школьников в Череповце значительно выросло: за пять лет почти на 3 000; а вот число школ не увеличилось... При этом четко прослеживается увеличение количества первых и десятых классов, а это вновь возвращает многие школы к обучению в две смены. Так, из 40 общеобразовательных школ в этом году 27 работают в две смены — на три школы больше, чем в 2011 году. Для сравнения: в 2008 году во вторую смену учились 159 классов, сейчас — 202. В этом учебном году во вторую смену занимаются 17,5 % школьников при норме 10 %. При этом сфера образования полностью исчерпала внутренние резервы для снижения количества детей, учащихся во вторую смену. В Зашекснинском районе доля школьников с первого по четвертый класс, занимающихся во вторую смену, составила в среднем 38,9 %, а школы № 39 и 41 и вовсе работают со стопроцентной загруженностью во вторую смену, и наполняемость этих школ в целом превышает предельную численность контингента обучающихся по лицензии в полтора раза.

— Средняя наполняемость классов в начальной школе на одного человека больше нормы — 26 человек, — рассказала Наталья Стрижова. — В среднем и старшем звене мы полностью укладываемся в норматив.

С 1 января 2012 года по федеральному законодательству за каждой школой закреплены определенные микрорайоны. Этот принцип касается 38 школ, за исключением семи школ общегородского набора (лицей «АМТЭК», женская гуманитарная гимназия, гимназия № 8, школы № 9, 10, 21 и 26). Кстати, именно эти школы имеют наименьшее количество учеников, что связано с лицензией на повышенный уровень обучения; по той же причине эти школы обязаны работать в одну смену. В текущем учебном году наибольшее количество учеников в школе № 32 (за Шексной) — 1 167 детей (по сравнению с прошлым годом число учеников выросло на 227 человек, а за последние пять лет — ровно в два раза). К большим школам по количеству детей относятся и школы № 11 (1 121 ученик) и № 17 (1 090 учеников). Лидером среди начальных школ является школа № 39 (также Зашекснинский район) — 895 детей. Самая маленькая по числу детей школа Череповца расположена в Новых Углах (всего 114 учащихся), но эта школа отнесена к малокомплектным и реорганизация ей не грозит.

— Значительно уменьшилось количество детей в двух школах Индустриального района — № 15 и № 18, — рассказала Наталья Влади-славовна. — В этом районе демографическая ситуация самая сложная, детей мало. Выход нашли для школы № 18 — на ее базе открыли коррекционные классы.

Депутаты также поинтересовались количеством групп продленного дня, открытых в школах. К сожалению, это значимое для родителей направление работы с детьми продолжает снижать свои возможности. В этом году работают лишь 106 групп продленного дня против 121 в прошлом году, а в 2008 году их было 255. Таким образом, количество ребят школьного возраста, которые находятся под присмотром педагогов, пока родители на работе, снизилось ровно в два раза. В чем причина?

— Здесь сказался отток кадров и оптимизация штатных расписаний, — пояснила Наталья Стрижова. — Зарплата воспитателей группы продленного дня крайне низкая... Но в каждой школе открыта минимум одна группа продленного дня для первоклассников. Вдобавок открыто 33 группы продленного дня на внебюджетной основе, родители полностью берут на себя расходы, связанные с пребыванием в них более 700 детей. Также есть группы продленного дня в коррекционных школах — их наличие обязательно.

Полина Удовиченко,
Газета "Речь", 19 ноября 2012 г.