Дорогу молодым



Предлагают выдавать водительские права с 16 лет, но после автошкол и взрослые водители ведут себя на дорогах как дети.

С 1 февраля должны были вступить в действие новые методики сдачи экзаменов на водительские права. Однако по заявлению МВД, проект до сих пор находится в стадии общественного обсуждения. Одновременно Минтранс выступил с инициативой выдавать права уже с 16 лет.

Мал, да удал?

Инициаторы новшества кивают на советские времена, где существовало такое понятие, как юношеские права, которые можно было получить в 16 лет, пройдя обучение в специальной юношеской автошколе. Правда, подросток до 18 лет имел право управлять машиной только в сопровождении взрослого, чей стаж за рулем не вызывает сомнений и который не попадает через день в аварии по собственной неосторожности. В настоящее время сохранилась система, когда на права можно сдать в 17 лет, но само водительское удостоверение выдается в ГИБДД лишь по достижении совершеннолетия.

— Я думаю, что не стоит омолаживать начинающих водителей, — считает начальник череповецкого отдела ГИБДД Александр Андреев. — У нас идет рост ДТП с участием начинающих водителей, при этом фиксируется именно их вина. Это не тот уровень, машина и дорога не прощают ошибок, и сидящий за рулем человек должен быть в зрелом возрасте. Не зря на категорию D (автобусы — авт.) введено ограничение в 21 год, а я бы стал выдавать эту категорию и с 25 лет, так как она связана с перевозкой пассажиров. К тому же есть разница: получить права в 16 лет и ездить в деревне по проселкам или ездить в городе, насыщенном транспортом. Тем более этого нельзя делать при существующей системе обучения, которая недостаточна для получения опыта за рулем. Сейчас с первого раза экзамены сдают лишь 41 — 43 % кандидатов, многие сдают, но чувствуют себя не очень уверенно.

Учить пешеходов, а не водителей

Как утверждает соучредитель автошколы НОУ «Автообуч» Федор Федоров, необходимость в возрождении юношеских автошкол на самом деле назрела, но обучать в них стоит не малолетних водителей, а грамотных участников дорожного движения.

— У нас есть идея по созданию юношеской автошколы, которую мы уже согласовали с ГИБДД, — рассказывает Федор Федоров. — Не преследуя коммерческой цели «подмять» под себя детей, мы хотим в порядке социальной инициативы реализовать то, о чем сейчас говорят на всех уровнях. На сборе руководителей автошкол России мы общались с руководителем школы из Норильска: на базе их автошколы создан небольшой автодром для детей с машинками наподобие тех, на каких катаются у нас на площадях. За детьми закреплены два сотрудника школы, городская администрация выделяет автобусы для перевозки ребят к ним. Обучение идет по небольшой, 10-часовой, программе, но она дает ребенку возможность почувствовать себя участником дорожного движения, он же пешеходом ничего не понимает. Что касается возможности получить права в 18 лет, отучившись в 17 лет, то на это все готовы, но надо опуститься ниже, на уровень 4 — 10 класса. У нас есть дети и внуки, и мы понимаем, что в школах ими никто особо не занимается. Мероприятия ГИБДД связаны с началом учебного года, каникулами, это разовые вещи. В школах сегодня нужна системная работа с учениками.

Чего ждать ученикам

По словам руководителей автошкол, ожидавшиеся в феврале изменения процедуры приема экзаменов, скорее всего, вступят в действие теперь уже только весной.

Предполагается, что в теоретической части экзамена на каждую ошибку при решении карточек кандидату будет предлагаться пять дополнительных вопросов. Сейчас ученик имеет право на две ошибки в теории без всяких оговорок.

Также законодатели хотят ограничить до трех количество пересдач практической части экзамена в ГИБДД, так как сейчас некоторые кандидаты сдают и с двадцатого раза. Предполагается, что при достижении лимита пересдач ученик будет вынужден вновь проходить весь курс обучения. Кроме того, возможны изменения и в порядке приема практической части экзамена (так называемой площадки): вместо трех упражнений из пяти на выбор ученика предполагается обязать сдавать четыре упражнения, при этом кандидат сможет тут же пересдать не получившийся элемент, но пересдача возможна не более одного раза.

По мнению президента областной ассоциации автошкол Андрея Заводчикова, изменения следует оценивать с точки зрения безопасности движения.

— Что касается теории, то я за предлагаемый порядок, так как люди будут меньше учить, а больше понимать материал, — считает Андрей Заводчиков. — Сейчас ведь многие и на лекции не ходят, дома учат карточки. Но правила нужно понять, а не выучить. Ограничение количества пересдач я также поддерживаю. Сейчас можно без проблем сдавать хоть до конца жизни: машину в ГИБДД дают бесплатно, очереди уже убрали, можно по телефону записываться. Ученик и ходит на авось. В Испании один раз не сдал — учись по новой. Автошколы уже давно предлагают ограничить количество сдач. Не для того, чтобы автошкола выгадала на этом человеке, а чтобы он ходил на экзамен сдавать его, а не попробовать сдать. В школе, бывает, мастер видит, что ученик слаб. Он ему говорит, мол, позанимайтесь дополнительно. В ответ: «Вы хотите на нас заработать!» Но ведь видно, что человек не готов, не в деньгах здесь дело. При лимите на число пересдач эта ситуация будет исключена, человек станет сам брать занятия, пока не будет готов. А готовность у всех наступает в разное время. Что касается площадки, то я вообще не в восторге от экспериментов с ней. Мы на площадке теряем то время, которое нужно тратить в городе. Современные автодромы, которые сейчас строят в некоторых городах России, — это хорошо, но мне не дает покоя вопрос, как вся эта красота повлияет на безопасность дорожного движения? Площадка должна быть, но, думаю, с элементами контраварийного вождения, то есть с тем, что водителю на самом деле необходимо будет в жизни.

Кроме того, сейчас всерьез обсуждается инициатива ограничения молодых водителей в их поездках: в зависимости от стажа запрещать движение ночью, в дождь или устанавливать лимит на количество перевозимых в салоне пассажиров.

— В развитых странах все это есть, и это правильно, — продолжает Андрей Заводчиков. — Важно, чтобы все это делалось не для галочки. Сейчас попадает молодой водитель в ДТП — меня вызывают в прокуратуру с вопросом, как я так его научил. Что он, живет со мной, что ли? Был случай, парнишка напился в Кадуе, поехал сюда и попал в аварию. Меня приглашают и требуют объяснений. Я им говорю: будь у меня в программе курс обучения вождению в пьяном виде, вот тогда с меня и спрашивали бы. То есть все это должно основываться на разумном подходе к безопасности дорожного движения.

СПРАВКА

16,5 — 19 тысяч рублей стоит обучение в автошколах Череповца, полный курс — три месяца. В основном учатся женщины (80 — 90 % учеников), большинство мужчин сдают по самоподготовке или обучаются на базе военкомата.

А КАК У НИХ?

В Германии за 20 лет умудрились сократить количество погибших на дорогах чуть ли не в семь раз — с 22 тыс. человек в год до 3,7 тыс. человек. Как пишет «Российская газета», для этого была принята целевая программа. Но она включала в себя не столько ужесточение ответственности за нарушения правил, сколько полный пересмотр системы подготовки водителей. Учитель по вождению немецкого города Хамм Вальдемар Коос очень удивился, какой теории можно учить 106 часов. У них на это по программе отведено 12 лекций по два часа. Интересно само построение этих занятий. На первом уроке он на конкретных примерах объясняет, что водитель за рулем должен постоянно думать и анализировать ситуацию. Второе занятие начинается с упоминания об этом, но главный акцент делается на том, что водитель должен думать не только за себя, но и за того парня. То есть прогнозировать ситуацию с учетом того, что окружающие могут не знать правил дорожного движения.

В Германии есть такое понятие, как слабые участники дорожного движения. В их число входят велосипедисты, пешеходы, в общем, те, кто не имеет водительского удостоверения. Количество часов вождения выбирается индивидуально. Но учитель вождения — именно так называется эта престижная и уважаемая работа — никогда не отправит на экзамен ученика, если не будет уверен в его навыках. При том что ученику придется заплатить экзаменатору независимо от результатов экзамена 120 евро, а также учителю — 80 евро. Ведь учитель присутствует во время приема экзамена в автомобиле, который он же и предоставляет. В Германии на экзамены государство предоставляет только экзаменатора, и то за плату. Учебный автомобиль, компьютер для теоретического экзамена — это проблемы самого кандидата в водители.

Практический экзамен длится 45 минут и проходит в обычных городских условиях. Споров с экзаменаторами не возникает. Требования к приему экзаменов прописаны четко. Субъективизм полностью исключен. Учитель вождения при этом выступает как контролер экзаменатора. Он отмечает в своем экземпляре экзаменационного протокола, как ученик выполняет требования экзаменатора, а экзаменатор — в своем.

Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 12 февраля 2013 г.