Энергетика становится цифровой



В городе сделаны первые шаги к автоматическому сбору данных всех приборов учета

На прошлой неделе МУП «Электросеть» открыло реконструированный центр обслуживания клиентов. Юрлица и горожане теперь могут оплатить здесь счета за свет и найти интересную информацию: например, сколько электроэнергии на самом деле расходует дом.

По зову времени

Новый центр на ул. Лени-на, 24, — это улучшенный старый. Причем улучшенный в соответствии со стандартами, которые еще даже не вступили в силу, а начнут действовать с 15 февраля следующего года. Руководство предприятия говорит, что их центр в этом деле один из первых в стране.

Здесь все, как и во многих сегодняшних банках. На входе автомат для получения талона электронной очереди и кулер с водой. Далее окна (пока их шесть), где специалисты обслуживают клиентов. Время на каждого посетителя строго ограничено — 15 минут.

— В центре ведется прием документов по подключению новых потребителей к электроснабжению, информационное обслуживание по состоянию электрических сетей, дается информация об аварийных отключениях, происходит оплата за потребленную электроэнергию, за подключение к электросетям, — перечисляет директор «Электросети» Алексей Цветков.

Центр рассчитан на 36 — 40 тысяч посетителей в год. Тем не менее живем мы в веке высоких технологий, и следующая цель — не заставлять людей ждать в электронной очереди, а дать им личный электронный кабинет, где они смогут получать всю информацию и оплачивать электроэнергию, никуда для этого не выезжая. Многие данные через личный кабинет на сайте «Электросети» можно увидеть уже сейчас.

Все счетчики под контролем

Придя в центр обслуживания или зайдя в личный кабинет, предприниматель может посмотреть график расхода электроэнергии в своем здании, сделать выводы, когда тратится больше света, подумать, что может помочь снизить электропотребление. Такой же анализ может провести управляющая компания вместе с советом дома, опираясь на динамику показаний общедомового счетчика.

— Общедомовые нужды — всегда предмет спора жильцов с управляющей компанией. Начисляются они исходя из той цифры, которую даем мы, — рассуждает директор МУПа. — А можно брать показания счетчика у нас, всегда в одно и то же время.

В эту же систему автоматизированного сбора данных можно включить квартирные счетчики и общедомовые приборы учета потребления других ресурсов.

— Это уже желание собственников и остальных ресурсоснабжающих организаций — развивать данное направление. Мы такую техническую возможность предоставляем, — говорит Цветков. — Подключение к этой системе бесплатное. Мы можем брать потом деньги только за трафик, так как информация со счетчиков передается нам через сеть сотовой связи, но это не фантастические деньги.

Создание современной системы сбора показаний всех счетчиков — перспективная задача городской администрации.

— Город будет стимулировать этот процесс, — делится планами мэр Юрий Кузин. — И собственники заинтересованы в этом, и мы заинтересованы в своевременности, точности в расчетах между горожанами и ресурсоснабжающими организациями.

Еще одна цель города — объединить сервисные центры всех ресурсников в один, чтобы потребители могли получать информацию по своим квитанциям и оплачивать услуги в одном месте.

Счетчики с сим-картами

Все общедомовые электросчетчики, установленные в жилых домах, на соцобъектах и предприятиях, объединены в единую автоматизированную систему. Мы поинтересовались у зам. директора «Электросети» по информационным системам и технологиям Алексея Бажинова, каким образом информация со счетчиков поступает в главное здание предприятия. Технология оказалась непростой.

— С приборов учета электроэнергии информация передается на другие устройства — концентраторы, которые установлены на трансформаторных подстанциях города, — описывает процесс Алексей Бажинов. — Каждый концентратор (всего их 570) собирает информацию об объеме электропотребления, мощности, токах и напряжении на сети с ближайших домов каждые полчаса. А ночью все собранные за сутки данные передаются с концентраторов в центр сбора и обработки данных, находящийся в основном здании предприятия. В каждом концентраторе есть сим-карта, и данные передаются с него на сервер центра сбора данных по сети сотовой связи, GPRS-каналу. Проще говоря, наши концентраторы умеют выходить в Интернет, как и мобильные устройства. Но речь идет не об общедоступной сети Интернет, а о нашей закрытой группе, в которую все остальные устройства (телефоны, компьютеры) доступа не имеют.

Эту технологию можно распространить и на учет других ресурсов. К общедомовому счетчику электроэнергии можно подключить общедомовые приборы учета теплоэнергии и воды. Если эти счетчики старые, не электронные, данные с них могут передаваться через преобразователь сигнала (с импульсного в цифровой), если новые, то напрямую. Соединяется один прибор учета с другим обычным электрическим кабелем. Со счетчиков воды после подключения к системе будут с той же регулярностью считываться данные об объемах ее потребления, для теплоэнергии — расход, температура на входе и выходе из дома и любые другие доступные параметры.

Такая автоматизированная система учета электроэнергии в Вологодской области первая и пока единственная. А в отношении того, на каком оборудовании и программном обеспечении она построена, она первая в России.

— Производитель системы учета — фирма из Словении. Но для качественной работы систему нужно было адаптировать под условия нашего города, его изношенные электросети, — посвящает нас в истоки создания системы Алексей Бажинов. — Нам удалось выработать уникальную конфигурацию, которая может качественно функционировать в наших реалиях. Мы готовы делиться опытом, так как знаем, что аналогичные вопросы адаптации были и остаются нерешенными на многих предприятиях в России.

Юлия Бочкарева
Газета «Речь», 4 сентября 2014 г.