Форум Союза городов: итоги



В начале июня в Череповце прошел форум Союза городов Центра и Северо-Запада России. Поскольку местные чиновники уже приклеили этому мероприятию ярлык «одного из наиболее масштабных событий этого лета», остается только пойти у них на поводу и отметить его основные итоги.

Финансовые итоги: «непредвиденные» расходы

Итак, юбилейный форум завершился. Скатаны красные дорожки, свернута и убрана до лучших времен в недра череповецкой мэрии растяжка с надписью «Добро пожаловать, участники Форума Союза городов Центра и Северо-Запада России!». Гости города отбыли вершить свои великие дела там, откуда они и приехали. Самое время подвести итоги прошедшей встречи.

Одной из официальных и главных задач юбилейного «съезда партии» был поиск общих решений по окончательному выходу из затянувшегося финансового кризиса. Впрочем, если у кого-то до сих пор и оставались сомнения в том, что кризис для властных структур закончился, то после форума Союза городов, проведенного с таким размахом, это стало более чем очевидно. Только на обеспечение питания участников встречи было потрачено более семисот тысяч рублей, не говоря уже о сумме «проплаченных» публикаций в местной и федеральной прессе.

Часть средств на оплату была выделена из городского бюджета, основную же финансовую нагрузку понес резервный фонд Правительства области. Что в значительной мере проясняет подлинное назначение областного резервного фонда и смысловую подоплеку устойчивого оборота «нецелевое использование бюджета». Согласно статье 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средства из областного резервного фонда направляются на «финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций». Поскольку под категорию чрезвычайной ситуации форум Союза городов явно не подпадает, остается предположить, что он, по мнению областного правительства, относится к «непредвиденным расходам». Но дело в том, что о проведении юбилейного форума Союза городов в Череповце было известно как минимум за год до предстоящего события. Следовательно, эти расходы даже с большой натяжкой нельзя назвать непредвиденными.

Кроме того, в свете этих событий прояснилось и еще одно немаловажное обстоятельство. А именно то, с какой легкостью были выделены и потрачены на сторонние цели те средства, которые в конечном итоге призваны обеспечивать безопасность или, не дай, конечно, Бог, спасение жителей Вологодской области в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Стол в соответствии с рангом

Как у всякой грамотно организованной структуры у Союза есть Устав. Согласно пункту 3.1 Устава «Имущество и финансы Союза формируются за счет вступительных и членских взносов его членов и иных не запрещенных источников».

«Не знаю, какой сегодня взнос, но еще два года назад он составлял 12 копеек с одного жителя города, - пояснил нам экс-глава Вологды и экс-вице-президент Союза Алексей Якуничев. - Эти средства идут, в том числе, и на командировки и организацию встреч глав городов».

Разумеется, любой мэр, принимая у себя делегацию Союза, несет расходы по организации. Как правило, это ужин стоимостью в 60-70 тысяч рублей. Однако в Череповце на подобное мероприятие было выделено гораздо больше. На питание (включая спиртное) при организации форума Союза городов, который прошел в Череповце в начале июня, «ухлопали» 702 тысячи рублей. А всего организация форума, включая транспортные расходы, жилье, сувенирную продукцию обошлась бюджету в 2 миллиона 400 тысяч рублей.

Любопытно, что, по словам заместителя мэра Череповца Алексея Шерлыгина, из 2 миллионов 400 тысяч рублей Союз городов внес лишь 70 тысяч. Остальное бремя легло на уже упомянутый резервный фонд Правительства области и частично на казну города металлургов.

Конкурс на закупку и организацию питания во Дворце металлургов для 330 участников Форума был объявлен в апреле. В 702 тысячи рублей входило четко прописанное меню обедов и ужинов, ассортимент буфета с дорогими напитками, музыкальное сопровождение и даже повара и официанты.

В мае конкурс состоялся, а в начале июня Череповец принимал у себя делегацию, в которую входили, в том числе, заместитель министра регионального развития России, заместитель председателя государственной корпорации «Внешэкономбанк», председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления РФ. Все эти общественные деятели федерального масштаба наравне с мэрами городов совещались, а заодно пили и ели в Череповце три дня.

Итогом мероприятия стали два подписанных соглашения о создании инвестиционного агентства и проект создания Школы бизнеса, целью которого станет развитие музея «Усадьбы Гальских» - исторического памятника, на реставрацию которого постоянно требуются деньги.

Алексей Шерлыгин пояснил, что согласно ФЗ N 94 «О госзакупках», аукцион о поставке питания действительно был объявлен. «Мы ведем себя честно, скрывать нам нечего, поэтому был четко прописан каждый пункт меню, - говорит Алексей Игоревич. - Это мероприятие такого уровня, какого еще не было в Вологодской области, способное привлечь в наш регион инвесторов, и два важнейших для нас договора были подписаны именно здесь. Мы ориентировались на Форумы Санкт-Петербурга, Сочи, Давоса. Чем же нам кормить федеральных гостей? Если приезжает заместитель федерального министра, то и уровень должен быть соответствующий».

Кстати и Сочи, и Давос, и Санкт-Петербург принимали гостей на федеральные, а не на региональные средства. Одна надежда на то, что вскоре Форум принесет дивиденды, и хорошо накормленные инвесторы начнут вкладывать в Вологодскую область средства на развитие.

Политические итоги: обмен опытом

Главным на повестке был круглый стол на тему «Современные инструменты управления городом». Очевидно, каждый из участников приехал со своим собственным набором инструментов и своей собственной технологией их применения, ибо на обсуждение этого животрепещущего вопроса было потрачено немало времени. С таким впечатляющим набором участники форума без очевидных проблем могли бы построить, например, «Город Солнца» с идеально-утопическим устройством, не говоря уже о более приземленных постройках. Но не сложилось. Никто из них, видимо, не догадался среди прочих инструментов прихватить с собой еще и пресловутый рычаг, при помощи которого Архимед намеревался перевернуть мир, если бы только сумел найти точку опоры. А потому все закончилось относительно благополучно – устным обменом опытом. В общем и целом, в итоге этой дискуссии участники договорились только до того, что решили обдумать вопрос о проведении ежегодных собраний в Череповце. Это, пожалуй, и стало одним из главных итогов прошедшего «саммита». Впрочем, и этот итог, судя по всему, вполне устраивает городскую администрацию. Остается надеяться, что в следующий раз это событие не окажется «непредвиденным» и господа чиновники подыщут для него иной источник финансирования.

Экономические итоги: власть обслуживает бизнес

На этом чиновничий «обмен опытом» был завершен, и в игру вступили бизнесмены. Бизнес-форум, прошедший в рамках форума Союза городов, вопреки докризисным традициям подобных собраний не стал полем ожесточенной битвы между представителями власти и бизнеса. Бизнесмены и чиновники в очередной раз явили миру редкую степень взаимопонимания и согласия. По меткому выражению одного федерального чиновника, взаимопонимание между этими двумя структурами неизбежно, потому как власть обслуживает бизнес. Это блестящее высказывание достойно статуса лучшего афоризма XXI века хотя бы уже потому, что как нельзя более точно отражает суть сложившейся ситуации. А именно: из него совершенно невозможно понять, кто и кого обслуживает на самом деле. Очевидно, так и будет впредь в рамках практики «государственно-частного партнерства», которое после кризиса стремительно набирает обороты.

Самым большим достижением прошедшего «саммита» считается подписание договора между правительством Вологодской области, мэрией Череповца и ОАО «Северсталь» о создании в городе инвестиционного агентства. По замыслу учредителей, организация должна будет заниматься «помощью в развитии уже существующих предприятий города» и «привлечением внешних инвесторов». Так же агентство будет заниматься «осуществлением эффективных коммуникаций между органами муниципальной власти и инвесторами». Проще говоря, будет официально лоббировать интересы последних.

Кстати, об инвестировании региональных проектов. Минрегионразвития на днях выступило с рядом предложений по поддержке государством инвестиционных проектов. В частности, к 2011 году планируется создание в субъектах федерации региональных инвестиционных фондов. То есть, принятие решений по отбору и, соответственно, финансированию региональных проектов постепенно перейдет от федерального центра к местным органам власти. Таким образом, субъекты федерации получат дополнительную соблазнительную возможность лоббировать интересы тех инвесторов, работа с которыми им наиболее выгодна.

Так или иначе, проблема заключается в том, что по существующим на сегодняшний день нормативам для получения господдержки на развитие того или иного регионального проекта необходимо привлечь более 50 процентов частных инвестиций – и это обязательное условие. Нет инвесторов – нет и федеральных дотаций. Таким образом, недавние заявления мэра Череповца Олега Кувшинникова о получении федеральных средств на развитие инновационных проектов являются сплошь фикцией до тех самых пор, пока не появятся инвесторы, готовые вложить в эти проекты свои деньги. Но никаких конкретных инвесторов кроме ОАО «Северсталь» пока названо не было. Учитывая масштабы задуманного «инновационного прорыва» одной «Северстали» в качестве «генерального спонсора» явно недостаточно. Кроме того, без сторонних «вкладчиков» от нелестного статуса «моно» Череповец в ближайшем будущем вряд ли избавится.

Что же касается инвестиционного агентства в Череповце, то можно предположить, что в перспективе оно станет получать и перераспределять средства регионального инвестиционного фонда, создавая, опять же, благоприятные условия для лоббирования интересов «узкого круга ограниченных людей». Что, как следствие, может привести к усилению коррупции, особых успехов в борьбе с которой администрация города пока так и не достигла.

Таким образом, проведение форума Союза городов в Череповце не принесло никаких действительно значимых результатов. Кроме, разве что, обмена ритуальными поклонами между членами этой организации, недешево обошедшимися областному и городскому кошелькам. А подписание очередного соглашения о сотрудничестве череповецкой администрации и ОАО «Северсталь» еще больше привязало город к благополучию градообразующего предприятия. Таковы итоги «одного из наиболее масштабных событий этого лета».

Наталия ВЕЛЛЕР, Ксения ВЕРЕЩАГИНА,
Газета "Череповецкая истина", № 18.