Город простился с погибшими



9 мая на открытии экспозиции военной техники город почтил минутой молчания память погибших двумя днями ранее художника Антона Фокина и сварщика Андрея Кузнецова. 11 мая состоялось прощание с Антоном Фокиным. Расследование ЧП продолжается.

Экспозиция в парке Победы, над созданием которой работали и погибшие, должна была стать подарком горожанам к 70-летию Победы. В ночь на 7 мая ее пополнили танк Т-80 и БМП (боевая машина пехоты). Здесь должны были разместиться зенитные установки, гаубица, мотоцикл, миномет и т. д. Технику привезли из воинской части города Буй Костромской области, а также из Твери и районов Вологодчины. Антураж, по словам руководителей проекта, должны были создавать противотанковые ежи и разорвавшиеся снаряды. Торжественное открытие музея под открытым небом было намечено на вечер 9 мая, а 7-го, в 12.56, прогремел взрыв.

Одним из первых о трагедии сообщил мэр Юрий Кузин. На открытии памятной доски первому главврачу медсанчасти ЧерМК Ивану Кольцову он, извинившись, прервал церемонию, поскольку вынужден был срочно уехать: «Произошла трагедия — в парке Победы погибли люди. Кто-то по ошибке принес боевую мину...»

Вслед за главой города к месту трагедии помчались и журналисты. Место ЧП было оцеплено, движение по ул. Парковой — от ул. Мамлеева до ул. Ломоносова — перекрыто.

Некоторые горожане, пришедшие в парк понаблюдать за ходом работ, стали очевидцами случившегося. Так, череповчанин Сергей приехал буквально за несколько минут до трагедии:

— За пределами парка стояла композиция из металла, над которой работали молодые ребята, и мотоцикл. Некоторое время я смотрел, как собирали эту композицию, варили и красили, затем пошел обратно. Прошел буквально метров 40, когда услышал хлопок — достаточно сильный, как при взрыве петарды. Обернулся, увидел большой столб дыма, без огня. Побежал обратно, вызывая скорую. Один погибший лежал весь в саже, без движения, второй — в неестественной позе, в крови, в предсмертных судорогах.

Как рассказал Сергей корреспонденту «Речи», с другого конца парка подбежали сотрудники МЧС, территорию ЧП оцепили:

— Воронки не было, осколков тоже, иначе бы они зацепили других, в том числе и меня. Газовых баллонов на месте взрыва я не видел, только бензогенератор, который продолжал работать.

Хлопок услышали и жители дома № 20 на ул. Парковой, расположенного напротив места трагедии.

Валентина Михайловна, живущая на четвертом этаже, сказала, что взрыв был сильный — «так все и задрожало»:

— Может, если бы балкон закрытый был, стекла бы выбило. Мы сначала подумали, что это колесо у машины лопнуло.

Екатерина Михайловна в момент взрыва разговаривала по телефону и даже не успела испугаться:

— Только выключила телефон, и вдруг — бух! Смотрим — со всей площадки побежали, но нам не видно было из-за будки, что произошло. Потом скорая, пожарные приехали. Обнесли ленточкой, никого не подпускали. На скорую никого не выносили.

Сначала СМИ со ссылкой на официальные источники сообщали о разорвавшемся боевом снаряде, который то ли по ошибке, то ли по недосмотру доставили в парк. В областном управлении МЧС журналистам сказали, что «при проведении сварочных работ произошла детонация неустановленного предмета».

Затем появилась информация, что взорвались пары газа: якобы художник, придумавший композицию, красил снаряд из баллончика, а сварщик стоял рядом и вел огневые работы с газовым баллоном.

Сегодня окончательная формулировка, озвученная местными правоохранительными органами, гласит: «В результате сварочных работ произошел несчастный случай, в результате которого погибли два человека».

На следующий день после трагедии Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). Как отмечает старший помощник руководителя следственного управления по взаимодействию со СМИ Вологодской области Наталья Летенкова, сообщить о подробностях расследования пока нет возможности: еще не получены результаты экспертиз.

Между тем в соцсетях появилась информация, что буквально за день до трагедии современные проверенные боеприпасы решили заменить другими, более аутентичными. Непроверенные боеприпасы, найденные на местах боев в Псковской и Новгородской областях, якобы предоставили поисковики.

В пятницу мэр принес соболезнования семьям погибших, кроме того, было принято решение о выделении им денежных средств. Вечером 9 мая, на открытии парка Победы, Юрий Кузин еще раз вспомнил о трагедии, призвав горожан почтить память погибших минутой молчания.

О погибшем 26-летнем Андрее Кузнецове известно немного: хороший, отзывчивый парень, единственный сын матери. По словам Марии Румянцевой, молодой человек работал в бригаде ее отчима и очень просил отправить в парк именно его. Статус на его странице в сети «ВКонтакте», куда Андрей заходил в последний раз вечером 5 мая, гласит: «Судьба судьбой, но выбор за тобой».

Собрание озарений Антона Фокина

В понедельник Череповец простился с Антоном Фокиным, который 15 лет будоражил земляков музейными чудесами. «Речь» попросила коллег Антона, погибшего при подготовке экспозиции парка Победы, рассказать, кем располагал и кого потерял Череповец в его лице.

А что если взять и построить на берегу Шексны высоченную башню из снега, а потом наблюдать, как она тает? По-вашему, было бы здорово разместить в центре выставки, посвященной 100-летию Первой мировой войны, настоящий окоп? А вам бы понравился чудо-телефон на выставке к 70-летию Победы, в трубке которого звучат сквозь десятилетия военные песни?

Рисовать творческие идеи пальцем в небе и составлять проекты вилами на воде могут многие, а Антону Фокину удавалось воплощать несбыточные замыслы в жизнь. Трудно вспомнить хотя бы один по-настоящему прозвучавший и нашумевший творческий проект последних лет в музейных залах Череповца, который бы не был изобретен Антоном или в котором он не был бы задействован в любом качестве. В его голове одновременно бурлила работа над выставками в Музее археологии и Детском музее, а также квартирным интерьером для друга или заказчика. Результатом этого мыслительного муравейника было то, что профессора не скучали в Детском музее, ребенка было не оттащить от лодки-долбленки в центре главного зала Музея археологии, а по комнатам, оформленным Фокиным, гости ходили, как по музейным залам. Главное, чего добивался художник в каждом проекте, — чтобы было не так, как у всех. Интереснее, умнее, актуальнее. Благодаря этому Антону удавалось заинтересовать молодежь картинами, написанными в духе соцреализма, из фондов музейного объединения, а посетителей в годах — современным искусством.

«Иногда он фонтанировал идеями, а иногда ему требовалось время на размышление, — говорит председатель регионального отделения Общества вепсской культуры Вологодской области Ирина Данилова, с которой Антон Фокин работал над проектами по вепсской тематике (выставки, фильмы, сувениры, костюмы и т. д.). — Я давала ему вводную — что-то рассказывала и обозначала, что бы хотела увидеть, — и больше не трогала Антона, не напоминала. Знала: когда его озарит, он даст знать».

«Казалось, что творчество давалось ему легко, — говорит друг Антона, художник Дмитрий Штрайс. — Антон мог обдумывать идею часами и никому не говорить. Ходил, размышлял, напевал что-то, говорил вслух только ему понятные слова. А потом бац — родилось». Он был настоящий универсал: сам придумывал, сам пилил, строгал и приколачивал, сам представлял проекты в костюме с бабочкой. С ним любили работать все, в особенности музеи. Понимая ограниченность средств, отпускаемых на выставочные проекты, Антон Фокин умел сделать многое буквально из ничего, из отходов и обрезков. Да так, что экспонаты и творческие приспособления и решения могли использоваться и в последующих выставках. Музейщики рассказывают, что к большинству своих выставок Антон Фокин оставлял памятку на тему «на случай, если появятся деньги». В ней описывалось, каким образом выставка или экспозиция может быть трансформирована и улучшена, если в нее вложиться.

— Он многое делал за копейки или вообще бесплатно, как волонтер, — рассказывает заведующая музеем ЧГУ (автор проектов двух залов — Антон Фокин) Софья Гулеватая. — Антон не жалел времени и сил для общественной работы. Разумеется, в ущерб каким-то своим коммерческим заказам. Казалось, что его день длиннее, чем у других, — он успевал очень много, и всегда был в движении.

Многих череповецких художников, в среде которых принято через губу говорить о Череповце и возможности реализоваться здесь, Антон Фокин научил видеть в родном городе возможности для творчества, а следовательно, и жизни. «Антон и Настя (супруга художника — авт.) дали мне понять, что творчеством можно заработать, причем в своем городе, а не в столицах, — рассказывает Дмитрий Штрайс. — Их пример очень вдохновил меня».

Антон Фокин много ездил, но всерьез покидать Череповец не планировал. «Он, как Маленький принц, вставал утром и приводил в порядок свою планету, — говорит Софья Гулеватая. — Антон делал в Череповце такие вещи, что я, приезжая домой на каникулы из культурной столицы, помнится, очень жалела, что меня в этот момент не было в нашем городе». К славе и признанию, как отмечают знавшие Антона, он был почти равнодушен. «От других художников его отличала позитивная отстраненность, — говорит известный череповецкий художник Сергей Сайгон. — Он не обращал внимания на то, что говорят о его творчестве». «Антон никогда не жаловался на то, что его не понимают и некоторые из его проектов были отвергнуты, — добавляет Софья Гулеватая. — Он просто продолжал работать».

Практически все из друзей и коллег Антона Фокина, с кем мне довелось переговорить (некоторые не смогли найти сил для общения, и это по-человечески понятно), касались двух тем. Разумеется, не сговариваясь. Первая — незаменимость Антона для Череповца. Художников в Череповце много, но столь разносторонних, знающих и бескорыстных больше нет. И искать нечего. И второе... «Как много он сделал, но еще больше не успел», — подобную фразу в различных вариациях произносили все. И вспоминали «бездонный» ноутбук Антона Фокина, который он называл своей записной книжкой и куда вносил все свои идеи. Озарения, придумки и затеи разложены в нем в строгой системе творческого беспорядка, как всегда бывает у художников. Друзья Антона Фокина намерены собрать его невоплощенные идеи и информацию о музейных проектах воедино: под одной книжной обложкой, в одном зале или на одном сайте, пока не решено. Сейчас идет подготовка к некоему творческому событию в честь Антона, которое пройдет на девятый день после его смерти. Антон нас еще удивит.

Проекты Антона Фокина: от идеи до воплощения

Музейные проекты Антона Фокина громко звучали на городском и областном уровне, многие из них устанавливали рекорды посещаемости. Их отличала креативность, оригинальность и вовлеченность посетителей в процесс постижения мира. За свою работу над музейными выставками и экспозициями Антон Фокин был отмечен благодарственными письмами мэра и губернатора.

Антивавилонская башня
Суть проекта, придуманного и воплощенного Антоном Фокиным в декабре 2006 года, была такой: если Вавилонская башня разобщила людей, то Антивавилонская должна их соединить. Башню воздвигали из снега на берегу Шексны возле усадьбы Гальских, строителей угощали горячим чаем, была организована дискотека. Проект объединил десятки череповчан разного возраста.

Новый взгляд на знакомую металлургию
Проект «Арт-Сплав» стал одним из самых масштабных проектов ЧерМО. За четыре месяца на пяти музейных площадках открылись четыре выставки. Посетители увидели прошлое и настоящее металлургии (картины, экспонаты, инсталляции, видеопроекции) в новом ракурсе. «От портретов сталеваров веет богатырской силой», — говорил руководитель проекта Антон Фокин.

Окоп на выставке о Первой мировой
В центра зала Художественного музея Антон Фокин предложил установить окоп, сколоченный из дерева. Проходя по окопу, посетитель видел оружие и форму воина Первой мировой войны, а также читал письма участников войны. «У окопа широкий вход, приглашающий и затягивающий, и узкий выход. В войну легко ввязаться, но трудно выпутаться», — объяснял автор.

Марина Белая, Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 13 мая 2015 г.