Городу нужны учителя и воспитатели



С каждым годом нехватка педагогических кадров будет ощущаться все больше.

Ежегодно образовательную сферу Череповца покидают порядка 17 % человек, молодых педагогов приходит мало. Чтобы завтра было кому учить и воспитывать детей, проблему нужно решать уже сейчас. Как привлечь и сохранить кадры, решали за круг-лым столом педагоги и чиновники.

Масштаб проблемы

Впервые критического уровня кадровая проблема в нашем городе достигла в прошлом году. Тогда к 1 сентября детские сады недосчитались 222 воспитателей и 253 младших воспитателей. Городом был предпринят ряд мер, благодаря которым удалось существенно улучшить ситуацию. На данный момент остаются соответственно 61 и 70 вакансий.

Между тем контингент детей растет, в планах города строительство пяти образовательных учреждений, которым также потребуются квалифицированные кадры — плюсом к уже имеющимся вакансиям.

Одна из основных причин кадрового голода — старение педсостава. По словам начальника управления образования мэрии Натальи Стрижовой, педагогический состав города в возрасте от 41 до 55 лет и выше составляет 43 %:

— Если даже 10 % из них на сегодняшний день уйдут, нам нужно будет заполнить эту нишу. Между тем на 1 сентября прошлого года к нам пришло 70 выпускников, что составляет 1,5 — 2 % от общего количества педагогических работников, занятых в системе образования.

Где молодые специалисты?

Беспокоят педагогов сокращение бюджетных мест на педагогические специальности и в целом падение авторитета педагогических вузов. Так, из 46 педвузов (без учета учреждений Москвы и Санкт-Петербурга), принявших участие в мониторинге Министерства образования в прошлом году, в зону риска попали 33, эффективными были признаны только 13. Из 29 филиалов по итогам мониторинга эффективными признаны восемь.

Один из главных критериев оценки эффективности вуза — трудоустройство выпускника, в том числе по специальности. Но зачастую многие, получив образование, устроиться в школу или детский сад не спешат. Низкие показатели приводят к тому, что количество бюджетных мест резко снижается, по некоторым педагогическим специальностям получить бесплатное образование невозможно уже сейчас. Желающих получать его за деньги, не имея гарантии трудоустройства и хороших заработков, не много.

В скором времени, беспокоятся педагоги, это приведет к тому, что в дефиците будут учителя русского и иностранного языков, истории, так называемые предметники. Уже сегодня в городе прекращена подготовка учителей математики, информатики и физики. Как следствие — снижение качества образования и нежелание выпускников школ выбирать эти предметы для сдачи ЕГЭ (за исключением математики, которая является обязательной). Что будет, когда на пенсию выйдут нынешние педагоги математики и физики? Вопрос пока остается открытым.

Стандарт может усугубить ситуацию

Еще один вопрос — повышение квалификации педагогов в связи с новыми образовательными стандартами. Так, согласно проекту профессионального стандарта для педагога, который еще находится в стадии обсуждения, педагог обязан иметь высшее образование. Если учителей с высшим образованием в городе 81 %, то воспитателей — 66 %. Это значит, что в скором времени может встать вопрос о получении остальными высшего образования. За чей счет это будет происходить, если бюджетные места на заочном отделении в ЧГУ на дошкольное направление отсутствуют?

Что делать

Проблему, как согласились участники круглого стола, нужно решать в комплексе. Прежде всего разработать целевой набор учителей и воспитателей, чтобы область и город, заинтересованные в привлечении кадров, были уверены, что выпускник, получив высшее образование, придет в школу или в детский сад. Проводить интенсивнее профориентационную работу, чтобы «воспитывать» педагога со школьной скамьи. Решить вопрос с равноценным распределением бюджетных мест между Вологодским педагогическим университетом и ЧГУ, чтобы не получилось так, как в прошлом году, когда первый получил около 280 мест, а второй около 70. Проработать вопрос переподготовки и повышения квалификации кадров

Мнения работников университета и чиновников

Наталья Стрижова,начальник управления образования мэрии Череповца

В системе образования города работает 7 667 человек, из них педагогических работников 4 273. 44 % из них имеют стаж более 20 лет, то есть это люди предпенсионного и пенсионного возраста. Текучесть кадров увеличивается с каждым годом: если в 2009/10 учебном году сферу покинули 708 человек, то в 2011/12-м — 790. Причем только 13 % ушли на пенсию, остальные совсем распрощались со сферой. Приток молодых специалистов незначителен: 70 — 80 человек в год. Нельзя забывать о том, что в планах города на 2013 год строительство и ввод в действие детского сада в 105-м мкр. на 330 мест, открытие детсада на 100 мест после реконструкции здания на ул. Труда, 56, открытие трех дополнительных групп на 75 мест и шести групп кратковременного пребывания. То есть потребуется еще порядка 60 воспитателей. Что касается учителей, на сегодняшний день свободны 27 ставок. Мы собрали заявки школ на следующий год: нам потребуется еще порядка 96 учителей. Ситуация с кадрами в городе и близлежащих районах будет усугубляться, и в конце концов мы останемся без кадров. Кадры из Вологды к нам не поедут: предлагая различные меры соцподдержки, мы не можем предложить им главного — жилья. Сейчас идет формирование контрольных цифр набора в вузы, и мы предлагаем органам исполнительной власти региона учесть нашу точку зрения, чтобы бюджетные места на педагогические специальности в ЧГУ были, иначе наша система останется без кадров.

Владимир Маралов,директор института педагогики и психологии ЧГУ

Нам предъявляют много претензий по трудоустройству выпускников, говорят, что небольшой процент наших выпускников идет работать по специальности. Наши данные, полученные от выпускников, показывают, что от 50 до 80 % из них устраиваются по специальности либо в сферу образования. Между тем, если говорить о динамике набора за последние десять лет на бюджетные места, то раньше набирали 300 человек, в прошлом году получили только 76 бюджетных мест. Психология: набирали 50 человек, стали восемь. Социальная педагогика: набирали 25, три года уже не набираем, как будто социальные педагоги никому не нужны. На заочном еще более удручающая картина — три года подряд нет ни одного бюджетного места. Получается, что для бизнеса на инженерные направления мы готовим на бюджетной основе, а для государства выталкиваемся на внебюджет. Среди основных противоречий: с одной стороны, идет повышение требований к личностным профессиональным качествам педагога, с другой — нивелирование педагогического образования. Бытует мнение, что в школу и детсад может идти любой, кто получил высшее образование. Это бред. Если человек не подготовлен специально, он работать с детьми не может. Ликвидация педагогических вузов как неэффективных оборачивается снижением набора, хотя потребность в педагогах у города налицо. А раз мы не получаем бюджетный набор, мы заставляем людей получать педагогическое образование на платной основе. Считаем, что на уровне области необходимо выработать единую гибкую политику, касающуюся распределения контрольных цифр набора, подготовки, переподготовки, повышения квалификации с учетом всех интересов: и ВГПУ, и ЧГУ. Как сказала Наталья Владиславовна, необходимо учитывать, что со стороны к нам никто не поедет. Череповец и близлежащие районы вынуждены ориентироваться на себя, свои возможности.

Елена Рябова,начальник департамента образования Вологодской области

Судя по прогнозам потребности кадров, представленным муниципалитетами, количество вакансий будет возрастать с 704 в 2012 году до 838 в 2015-м и перевалит за тысячу в 2018 году, если мы не будем решать задачу уже сейчас. Те тенденции, которые обозначены в Череповце, характерны и для области в целом. Прежде всего это вопрос старения кадров — в некоторых районах есть случаи, когда возраст работников переваливает за 70 лет. Вторая тенденция региона — пока положительная. У нас около 82 % учителей имеют высшее образование, в начальной школе — порядка 70 % и в пределах 60 % по дошкольной сфере. Сегодня основное требование к педагогу — наличие высшего образования, что связано как с качеством самого образования, так и с распределением стимулирующей части оплаты труда. Третий вопрос — нехватка кадров, особенно в малокомплектных школах. Ни для кого не секрет, что в таких школах часть предметов ведут учителя, не являющиеся предметниками в той или иной области. Потому что работать на селе среди молодежи не так много желающих. Один из способов решения этой проблемы — подготовка учителя-многопредметника, этот вопрос впервые был поднят года четыре назад. Еще одна проблема: введение новых стандартов в 10 — 11-х классах требует реализации профилей; учителя, которые будут работать в профильных классах, должны окончить магистратуру и иметь углубленное профильное образование. Поэтому вопрос качества подготовки специалистов займет более серьезную нишу. Сегодня же мы говорим не о качестве, а о том, как найти кадры, чтобы закрыть существующие вакансии. На мой взгляд, все проблемы, которые ставятся в рамках кадровых вопросов, возникают из-за отсутствия связки между работодателем и потребителем услуги. У муниципалитетов сегодня должен быть ответственный человек, который отвечает за эту связь. Пока ее не будет, выстроить заказ, о котором мы говорим, крайне сложно. Одно время хотели вернуться к закреплению выпускников по госконтракту. Но законодатели признают, что это нарушение прав человека. Между тем в районах пришли к этой схеме. Когда вкладываются муниципальные средства по контракту со студентом, он в любом случае должен или отработать, или вернуть эти средства. С учетом прогнозной потребности правительство области может выйти на вариант создания госзаказа в части финансирования той или иной специальности. Мы будем вынуждены к этому прийти.

Наталия Самчук,зам. мэра Череповца по социальным вопросам

Администрация города заинтересована в привлечении специалистов в сферу образования. Ситуация, с которой мы столкнулись осенью, для нас была катастрофой, и ничего подобного допустить мы не имеем права. Мы планируем построить три детских сада и две школы. Помимо того, что обновляется кадровый состав в уже существующих образовательных учреждениях, мы должны будем обеспечить кадрами новые. Те меры, которые были приняты в прошлом году, помогли исправить ситуацию. Но теперь возникает некий перекос в поддержке работников сферы образования: мы сталкиваемся с проблемой оплаты труда младших воспитателей. Мэр города озаботился этой проблемой.

Александр Чернов, директор гуманитарного института ЧГУ

Подготовка предметников — следующая позиция, которая окажется под особой угрозой. Количество бюджетных мест исчезающе мало. Бюджетная гуманитарная подготовка просто искоренена. Пока по региональному заказу у нас 10 бюджетных мест на филологию, ни одного историка, ни одного лингвиста, ни одного германского филолога. После этого можно ставить точку в вопросе качества образования в старших классах. Человек, поступающий на коммерческую специальность, предполагает, что она позволит ему окупить затраты, которые он понесет. Сфера образования таких гарантий не дает. Зачастую люди, которые идут на эти специальности, не могут быть отнесены к категории высокодоходных, и сокращение количества бюджетных мест ставит под удар сам вид деятельности. Кроме того, любой кадровый рынок должен быть избыточным, у нас же получается, что через некоторое время он станет предельно дефицитным. У наших соседей ситуация такая же. Из Санкт-Петербурга к нам никто не поедет, и раньше ехали единицы, а теперь и подавно.

Мнения работников школ и детсадов

Светлана Смирнова,директор школы № 25

В течение всего года я решаю кадровые проблемы. Наряду со старением кадров растет количество педагогов, которые получают право на досрочную трудовую пенсию и уходят. Из 68 педагогических работников в школе треть составляют педагоги — пенсионеры по возрасту или имеющие право на досрочную пенсию. В следующем году к ним прибавится еще 14 человек. В любой момент они могут массово уйти, поэтому мы ежегодно должны получать приток молодых специалистов. Они приходят, но отработают четверть, две недели и уходят. Должна быть программа по работе со школьниками, которая бы ориентировала ребят на получение педагогического образования, нужно сотрудничество с ЧГУ по индивидуальному сопровождению тех студентов, которые были на практике.

Нина Агафонова,директор школы № 12

Социальная поддержка, оказанная педагогам в прошлом году, привела к тому, что впервые за 10 лет моей работы руководителем ко мне пришли два выпускника — учителя иностранного языка. Я поддерживаю идею целевого обучения. Выпускник вуза, на обучение которого государство потратило значительные средства, должен нести определенную ответственность. И она должна распространяться минимум на три года, это тот период, когда проходит адаптация и человек понимает, состоится он в профессии или нет. Что касается повышения квалификации — педагоги желают обучаться, но для них важно, чтобы обучение проходило в Череповце.

Татьяна Карпенкова,заведующая детским садом № 127

Мы поддерживаем предложение коллег о целевом наборе на специальности. Наш детский сад не испытывает кадровой проблемы. Мы давно сотрудничаем с кафедрой дошкольной педагогики ЧГУ, и если у нас происходит ротация, то сразу обращаемся на кафедру, к студентам. Для нас значим вопрос повышения квалификации. Согласно профстандарту педагога каждый педагог должен иметь высшее образование. У нас его имеют только 34 %, значит, в ближайшее время остальные должны будут его получить. Но учиться на коммерческой основе неудобно, тем более что сумма оплаты подготовки педагога возросла. Поэтому одно из наших предложений — при зачислении предоставлять бюджетные места в первую очередь работающим педагогам. Кроме того, продумать возможность прохождения курсов повышения квалификации без отрыва от основной работы.

Марина Белая,
Газета "Речь", 18 марта 2013 г.