Инвестиционные предложения Череповца



Какие крупные объекты инфраструктуры могут быть построены в нашем городе в ближайшей перспективе?

Спортивный комплекс с бассейном за Шексной, сеть ресторанов быстрого питания, торговый комплекс в Заречье, многофункциональный комплекс на воде (у Соборной горки), завод по производству комбикормов. Это только часть новых инвестиционных проектов, презентация которых прошла на заседании инвестиционного комитета под председательством мэра Олега Кувшинникова. «Нам нужен результат, а не просто бизнес-идеи», — сказал в заключение глава города. Обсуждение выявило не только плюсы наших инвестиционных намерений, но и минусы.

Заманить деньги в город

Инвестиционный комитет (в его составе представители бизнеса, общественности: оценивет предложения инвестиционного агентства «Череповец») создан как реальный механизм продвижения бизнес-идей. И задачи перед ним стоят непростые. То ли инвесторы в нашей стране проявляют крайнюю осторожность в выборе объектов (для любого из них главная цель — получение гарантированной прибыли), то ли Череповец не обладает пока той привлекательностью, которая развеяла бы их сомнения. Ясно одно: инвесторы, которые могли бы прийти в наш город, пока остаются в статусе потенциальных. А вот работу, судя по емкому отчету на заседании, специалисты инвестиционного агентства «Череповец» провели громадную. По крайней мере, весьма привлекательные бизнес-идеи в разной стадии проработки были представлены в достатке. Правда, не все из них получили безоговорочное одобрение. В роли пристрастных критиков выступили, в частности, директор Череповецкого филиала ЗАО «ФосАгро АГ» Евгений Иванов, генеральный директор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимир Боглаев, глава областной Ремесленной палаты Юрий Кузин и другие. Вопросов задавали немного, но по существу, выявляя самые узкие места с точки зрения соблюдения интересов горожан. Как правило, мэр Олег Кувшинников разделял эту позицию.

Какие объекты предлагают городу и какие нам точно нужны?

Семь идей для бизнеса

Вышедший к трибуне Алексей Кожевников, генеральный директор инвестиционного агентства «Череповец», провел короткую презентацию семи новых проектов (в разной стадии разработки). Чтобы дело пошло, им нужно придать статус инвест-проектов. Но агентству нужна обратная связь: чего хотят горожане (подробно с проектами можно ознакомиться на портале агентства www.iacher.ru). И это правильно. Для примера — проекты, которые были предложены ранее: вряд ли кто-то будет возражать против создания в городе Ремесленной палаты (помещения для которой выделяются на ул. Первомайской, 2), развития в нашем городе таких уникальных народных ремесел, как ручное узорное ткачество, «мороз по жести», резьба по бересте; то же касается развития территории усадьбы Гальских, спортивного комплекса «Гритинская гора», бассейна в Заречье. А вот с международным автодромом за Шексной, наверное, можно подождать.

Что касается новых проектов, представленных Алексеем Кожевниковым, — это многофункциональный спортивный комплекс с бассейном за Шексной (112-й мкр. «Черемушки»; срок реализации 2011 — 2016 гг.), сеть ресторанов быстрого питания (2012 — 2013 гг.), завод по производству комбикормов «Вологодского молочного холдинга» (2011 — 2013 гг.), торговый центр на ул. Краснодонцев (2011 — 2012 гг.), многофункциональный торгово-складской комплекс (2011 — 2013 гг.), многофункциональный комплекс на воде (у причала Соборной горки), выставка малоэтажного домостроения. Против этих предложений никто не возражал.

А вот при обсуждении комплексного развития объектов торговли в Череповце сомнения появились. Почему?

Торговая опасность

Торговые сети инвесторов извне грозят разорением нашему малому бизнесу — магазинам шаговой доступности. И не только им. Такая же угроза может нависнуть над местными производителями самых ходовых продуктов питания: молока, мяса.

— Федеральные торговые сети не стремятся выстраивать отношения с местными товаропроизводителями, — говорит Юрий Кузин. — «Русский бисквит» это переживет: у него есть рынки сбыта за пределами города и области. А молочный комбинат, мясокомбинат? Объемы продаж федеральных сетей несоизмеримо больше, и местные производители не выдержат конкуренции. Тогда к чему им готовиться? Сейчас они вкладывают средства в реконструкцию площадей, в оборудование, берут кредиты в надежде, что их отработают. А через пять-шесть лет окажется, что их усилия были напрасными.

Риск есть. Владимир Боглаев акцентировал внимание присутствующих на стратегии и политике в реализации данных проектов. «Я принципиально покупаю продукты только местных производителей, и мы вправе защищать интересы своих горожан, давать им работу. Если население будет нищать, ничего хорошего из таких инвестиций не выйдет. Люди должны хорошо жить — значит, много и успешно работать». Олег Кувшинников разделил эту позицию, подчеркнув, что подобные крупные федеральные торговые сети должны строиться на границах города, а не в центре, чтобы не ущемлять интересы магазинов шаговой доступности и местных производителей. Так живет Европа. Баланс интересов должен быть соблюден. Пока же у нас наблюдается переизбыток торговых сетей только в одном районе — за Шексной (что, к слову, создает пробки на дорогах, когда горожане едут за дешевыми продуктами из других районов города). В остальных — дефицит.

— Бизнес-идей много, но нам нужен результат. И поэтому я буду жестко требовать от инвестиционного агентства «Череповец» конкретного выполнения инвестиционных задач, — подвел черту обсуждению мэр.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 22 апреля 2011 г.