Изобретатель Владимир Пелецкий: «Придумывать новую технику меня заставляет лень»



Изобретатель Владимир Пелецкий, которого знают не только в Череповце, но и за его пределами, прославился благодаря своим болотоходам. Около десяти лет назад череповчанин придумал небольшую, легкую и маневренную машину, которая теперь пользуется спросом во всем мире. Изобретать Пелецкий продолжает и сегодня, при этом честно признается, что о коммерции не думал и не думает. Как из ничего получается техническая новинка, и как для этого нужно мыслить, череповчанин рассказал cherinfo.ru.

— Владимир, как становятся изобретателями, мечтают или как-то само получается?

— У меня это из детства. Я родился в Бабаево, потом жил в Карелии, осел в Череповце. Север сказался на моем характере, научил любить природу и охоту. Помню, что рябчики летали прямо над крышей нашего дома. Глухарей, тетеревов было много… С рогаткой на них ходили и даже поджигой, но все это было так, несерьезно. Классе в шестом с приятелем думали, как собрать что-то, чтобы в лесу передвигаться быстро. Хотели взять камеру от «Беларуса» и внутрь пускач поставить. Но идею так и не воплотили. Тогда время такое было, ничего не было: ни инструментов, ни моторов, все надо было либо украсть, либо достать, да и собственных умений не хватало. А потом я не то что бы собрал, а наоборот, разобрал — у соседа игрушечный танк с электроприводом. Обратно привести в порядок игрушку не смог. Но ничего, обошлось, никто меня за это особо не ругал.

Изобретатель болотохода из Череповца Владимир Пелецкий

— Кто вы по специальности?

— Слесарь, закончил ПТУ № 2. По специальности целый год отработал, потом бросил. Не люблю работу из-под палки и по графику. Сложно с этим бороться, я и не стал. Какое-то время двигатели ремонтировал, дяде своему помогал, он тоже у меня самодельщик, многое мне в этом плане дал.

— А что было первым, что удалось собрать самостоятельно?

— Багги, наверное. Такой маленький автомобильчик с большими колесами. Лет 20 он уже ездит, ремонтировать приходится, но он до сих пор на ходу.

— А как появился ваш первый вездеход?

— Я придумал болотоход, не вездеход, а именно болотоход. Его назначение — ходить по болоту, там, где человек в принципе идти не может. Сначала я «в голове» на него сел и поехал, а потом, лет через десять только, собрал. Сидел на табуретке, тогда еще курил, а передо мной гусеница от снегохода разрезанная пополам лежала. Сидел, рассматривал, потом решил применить. Все остальное к этой гусенице и приклеилось. Еще одна первопричина — лень. Ходил на охоту, как правило, по болоту. Лениво было холить, вот и решил облегчить это дело. А может быть, стареть начал, мне уже 40 было. Появились какие-то деньги, запчасти, ну, увидел, чего к чему сложить, и сложил. Потом этот болотоход продал, но неудачно, коммерческая жилка у меня отсутствует.

— Испытания болотохода проводили лично?

— Это да, собрал, и на следующий день сразу же на охоту поехали. У первого болотохода еще и прицеп был, в нем груза около полутонны. В Кирилловском районе по болоту прошли 16 километров, там сложные места: топь и редколесье. Ехали долго, моторчик был от мопеда, китайский, но ничего, выдержал все передряги. Довез туда, вывез обратно. Потом я его переоборудовал, и он еще служил.

— А как быстро можно передвигаться на болотоходе?

— Скорость у моего изобретения минимальная — восемь километров в час. Если бы скорость была больше, то и размер транспорта был бы больше, двигатель мощнее, тяжелее. А мой болотоход, он легкий, до места его не трудно доставить, в обычный прицеп влезает. Подвеска подпруживает при езде. Самый маленький болотоход рассчитан на двоих человек. И самое главное в такой технике — надежность, знать, что ты обратно вернешься.

— Ваше изобретение запатентовано?

— Мне обещали в этом помочь, но как-то не получилось. А я продавать не умею, в этом плане неамбициозный, пропустил мимо себя.

— Есть фирма «Пелец». Она в вашу честь названа?

— Да вроде бы… (смеется). Но для массового производства мои болотоходы дорабатывали, улучшали, я не вмешиваюсь. У руководства предприятия, где их выпускают, свои амбиции. Они пришли, открыли глаза: «У, какая штука интересная, давай делать!». Гусеницы и корпус остались, а вот всю остальную компоновку разрабатывали там. Предприятие работает, выпускают, молодцы. Иногда у меня совета спрашивают.

— Удается и за границу продавать?

— Да, в Польшу, Румынию… На предприятии есть специальная карта — там много точек отмечено, куда отправляют вездеходы.

— Вы этим гордитесь? Ведь от вас пошло, получается?

— Не, я человек совсем без амбиций. Горжусь тем, что мои первые изобретения все еще на колесах, все еще ездят через десятки лет — это да, это меня действительно приятно волнует.

— Сравниваете ли свое изобретение с другими марками?

— Основных конкурентов выпускают в Канаде. По моему мнению, у них все слишком: слишком энергонасыщенные, слишком дорогие, громоздкие и тяжелые в обслуживании. А техника вездеходная, болотоходная должна быть простой, чтобы любой человек мог ее починить. Ну, например, минимум электричества, чтобы в случае чего прямо в лесу можно было исправить. У современных вездеходов огромные пучки проводов. Где-то какой-то обрыв, и концов не найти. Множество цепей. Как-то все это чересчур. Да мой и дешевле в разы.

— Изобретать — это творить, создавать что-то новое. Вы постоянно об этом думаете или время от времени?

— Постоянно сидит в голове мысль. Что-то где-то хочется модернизировать. Вижу какую-нибудь известную вещь и думаю, пытаюсь переделать. С одной стороны, заниматься самоделанием стало проще, с другой — сложнее. Раньше пошел на свалку, чего-нибудь нашел и применил. Сегодня все есть в магазинах, но стоит дорого. Лично у меня много каких-то небольших изобретений, нужных мне. Есть снегоход, на котором не каждый может ездить, потому что он на бок валится, то есть ездит по принципу мотоцикла. Зато на таком по лесу с ветерком — одно удовольствие. Он весит меньше, чем буран, топлива ест меньше, очень маневренный.

— А Интернет вам изобретать помогает?

— Сначала я влился, заинтересовался, но потом понял, что информации там много, и далеко не все правда, так что фильтровать нужно сильно. Я к нему охладел. Лучше самому что-то сделать, испытать на себе, это интереснее.

— Чем еще увлекаетесь?

— Я гонщик. У меня, можно сказать, второе детство началось. Без мотокросса жить не могу, в сентябре буду принимать участие в чемпионате России. Впервые в истории Череповца он проводится здесь, у нас. Зрелище обещает быть грандиозным. Сам я на мопеде ездил еще подростком. Права в Череповце получал, потом даже тренером был. На картах ездил, а потом окончательно на мотоцикл пересел. Каждая гонка для меня — это победа над собой.

— Что еще планируете изобрести?

— Судно на воздушной подушке, то, с чего я и начинал. Каркас, сверху лодочка и мотор. Все это в кучку собирается, и будет маленькая посудинка на воздушной подушке. Затраты минимальны — не особенно сильный мотор, скорость по более-менее ровной поверхности планируется километров 50—60, рассчитано на двоих. Весной-осенью, когда лед не совсем замерзший, можно на какие-то озера ездить, на Рыбинское водохранилище. Баловство, конечно, но машина должна получиться интересная.

Официальный сайт города Череповца