Как убедить череповчан ездить в автобусах?



Личное авто или общественный транспорт?

Городские власти предлагают создать благоприятные условия для общественного транспорта, чтобы население добровольно пересаживалось из своих личных авто на автобусы и трамваи. Только таким способом, считают в мэрии, можно решить проблему быстрого и более безопасного передвижения по городу в условиях постоянных пробок.

Традиционные способы себя исчерпали

На сегодняшний день в Череповце использована большая часть способов борьбы с пробками: расширены, где возможно, дороги до предела, светофоры настроены самым оптимальным образом, построены карманы и парковки для транспорта. Введены и контролируются с использованием средств фотофиксации зоны запрета остановки и стоянки транспортных средств на проезжей части. Была надежда, что решит проблему сооружение второго моста через Шексну. Однако проведенные исследования показали, что даже при строительстве моста к 2020 году ситуация к тому времени окажется точно такой же, как в 2011 году: количество транспорта в Череповце ежегодно растет. Так что еще можно сделать?

По словам начальника отдела организации дорожного движения Дмитрия Жаворонкова, если не придать общественному транспорту статус приоритетного, то город впадет в транспортный коллапс:

— Мы станем латать дыры, каждый день устраивать совещания, на которых будут рассматриваться проекты за сотни миллионов рублей, но это ничего не изменит. Городу с населением в 300 тысяч человек не избежать заторов в условиях, когда более 50 % трудовых поездок в часы пик осуществляются на индивидуальном транспорте. Максимальная пропускная способность Октябрьского моста составляет около 4 500 транспортных средств в час в одном направлении. И это предельный трафик, при котором любое мельчайшее ДТП приводит к мгновенному образованию системного затора. Пассажиропоток на Октябрьском мосту в час пик составляет примерно 10 тысяч человек в одном наиболее загруженном направлении, и он еще вырастет. Из этих 10 тысяч примерно 60 — 70 % передвигаются на общественном транспорте. Если половина пассажиров автобусов пересядет на личные машины, то ситуация ухудшится лавинообразно.

Дмитрий Жаворонков считает, что для создания сбалансированной транспортной системы крупного города необходимо развивать систему городского общественного транспорта. Это единственно возможный путь, он применяется во всем мире.

Скорость выше — цена ниже

Обеспечить общественному транспорту зеленую дорогу поможет стимулирование поездок на нем в часы пик и дестимулирование на транспорте личном. Для достижения первой цели может быть применено несколько способов:

— Приоритет в движении отдается общественному транспорту. За счет этого его скорость в часы пик выше, чем у личного.

— На линию выпускаются более комфортабельные автобусы и трамваи.

— Снижение тарифа или его замораживание.

— Удобная система оплаты для пассажиров.

— Удобная система пересадок (сквозная поездка без оплаты пересадок).

— Качественная, привлекательная инфраструктура.

Способы стимулирования отказа от использования личного транспорта могут быть следующие:

— При наличии выделенной полосы для общественного транспорта он становится более скоростным в часы пик, чем индивидуальный.

— Ограничение числа парковочных площадей у мест приложения труда либо введение платных парковок.

Пока решено начать с малого. На прошлой неделе в мэрии состоялось совещание рабочей группы по транспортной логистике. На нем было озвучено намерение расширить количество выделенных полос для общественного транспорта. В настоящее время они располагаются по обеим сторонам проспекта Победы, на участке от проспекта Луначарского до Красноармейской площади и по обеим сторонам Ягорбского моста. Вероятнее всего, в будущем полосы появятся на проспекте Победы, на участке от улицы Первомайской до улицы Олимпийской. Въезд транспорта на них не будет запрещен. Но возможно, что в перспективе на выделенных полосах запретят всякое движение, кроме автобусного.

Изменить маршрут № 27

В продолжение темы на этом же совещании шла речь об удобстве пассажиров конкретного маршрута № 27. Сейчас этот автобус при движении в индустриальную часть города поворачивает с улицы Ленинградской на улицу Батюшкова, доезжает до улицы Матуринской и далее движется к Октябрьскому мосту. Однако на последнем участке остановок нет, на улице Батюшкова — одна, и на ней практически нет пассажиров. Но так как улица Раахе пока построена не полностью, а лишь до улицы Батюшкова, то разгрузить улицу Матуринскую пока не удается, и в утренние часы пик здесь образуются пробки. Поэтому рассматривается возможность пустить автобус маршрута № 27 по улице Ленинградской до Октябрьского проспекта, организовав выделенную полосу для его движения от улицы Батюшкова навстречу основному потоку с последующим поворотом направо. Это позволит пассажирам сэкономить каждое утро 10 — 15 минут. При частоте движения 27-го маршрута 6 — 7 автобусов в час он способен обслужить пассажиропоток до 700 человек.

Мини-вокзал за Шексной

Администрация Череповецкого района обещала мэрии города в течение ближайших двух недель назвать время, когда она представит проект мини-вокзала в Зашекснинском районе, а также сроки начала его строительства.

В настоящее время шесть из восьми районных маршрутов отправляются в южном направлении из Зашекснинского района. Многие граждане недовольны тем, что им приходится ожидать транспорт на обычной автобусной остановке, не оборудованной кассами, туалетом. Уже год идет речь о строительстве мини-вокзала. Однако воз и ныне там. Причина в том, что два муниципальных образования никак не могут согласовать критерии, которым этот вокзал должен соответствовать. Город в лице отдела транспорта мэрии требует, чтобы было построено сооружение с туалетом, кассой, местом для ожидания автобусов и площадкой для их разворота и отстоя. Администрация района с этим не соглашается, утверждая, что раз эта остановка не конечная, то площадка, туалеты и прочее не требуется. Маршрутные такси подъезжают к ней буквально на несколько минут, чтобы забрать пассажиров, а разворотная площадка находится в сотне метров от остановки. На совещании по транспортной логистике компромисс был найден. Администрации района было предложено предоставить проект мини-вокзала, после чего администрация города сможет начать процедуру выбора соответствующего земельного участка либо использовать существующий автовокзал, оснащенный всей необходимой инфраструктурой.

Клим Снегов,
Газета "Голос Череповца", 9 октября 2012 г.